Госдума приняла в первом чтении два президентских законопроекта, направленных «на создание благоприятного делового климата в стране и сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности».
Согласно одному из законопроектов, предлагает дополнить ст. 210 УК примечанием о том, что учредители, руководители и работники не подлежат уголовному преследованию только по причине организационно-штатной структуры юридического лица. Исключение – если юрлицо или его структурное подразделение было заведомо создано для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений. В поянительной записке к документу говорится, что сейчас «в судебно-следственной практике наметилась тревожная тенденция, когда ст. 210 УК применяется формально к учредителям, руководителям и сотрудникам организаций, которые никак не связаны с оргпреступностью». В этом случае правоохранительные органы могут обходить запрет, предусмотренный УПК, и применять меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей. При этом бизнесменам может грозить до 20 лет колонии.
«Правоохранительным органам зачастую проще возбудить уголовное дело по максимально жестким составам. Это облегчает им решение прикладных задач, в том числе, оперативно-разыскную деятельность», - отментил полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх.
Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов также отмечал, что в экономических делах ст. 210 УК давно превратилась в страшное средство давления: следствие может вменять ее, а может и не делать этого. По мнению Титова, сегодня правоохранителям «ничего не стоит назвать любую группу сотрудников организованным преступным сообществом и тем самым в разы ужесточить для них как условия предварительного заключения, так и финальное наказание».
Кроме того, этот законопроект предусматривает и декриминализацию невозврата валютной выручки. Изменения коснутся ч. 1 ст. 193 УК (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ). На смягчение наказания могут рассчитывать только те предприниматели, которые ранее не привлекались за это к административной ответственности. Документ уравнивает ответственность за нарушения, совершенные как группой лиц по предварительному сговору, так и организованной группой.
Также увеличивается порог суммы нерепатриированной валютной выручки в крупном размере – с 9 млн руб. до 100 млн руб., а в особо крупном размере – с 45 млн руб. до 150 млн руб. «Изменения подготовленыс учетом текущей ситуации в сфере внешнеторговой деятельности, когда российские экспортеры все чаще сталкиваются с происходящими не по их вине задержками при возврате валютной выручки, особенно если экспорт осуществляется российскими компаниями, попавшими в иностранные санкционные списки», - пишут авторы инициативы.
Другой законопроект предусматривает внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь статья 15.25 устанавливает административную ответственность резидента за неисполнение обязанности по зачислению валюты на счета в уполномоченных банках по внешнеторговым договорам с нерезидентом. Ответственность наступает в том случае, если в течение года сумма указанных денежных средств превысит 100 млн руб. и если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Законопроект № 871811-7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в части совершенствования уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений)
Законопроект № 871829-7 О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части административной ответственности за неисполнение обязанности по репатриации валюты)
Информация ПРАВО.ru
Дата: 13 февраля 2020