Министерство юстиции разместило на своем сайте материалы сравнительного анализа законодательства об иноагнентах в зарубежных странах. Его подготовили сотрудники Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) для VIII Московского юридического форума.
Эксперты МГЮА сравнили регулирование деятельности иностранных агентов в России и в Израиле, Венгрии, Австралии и Соединенных Штатах. Они пришли к выводу, что во всех этих странах цель такого регулирования – не допустить скрытого, неправового иностранного вмешательства во внутренние дела государства и обеспечить прозрачность такого влияния на принятие государственных решений.
При этом законодательные меры не ограничивают прав лиц, признанных иностранными агентами, хотя и могут налагать на них дополнительные обязанности. Кроме того, в большинстве стран зарубежное финансирование ограничено или запрещено для людей, которые непосредственно участвуют в политической борьбе.
В США деятельность иностранных агентов регулируется жестко, считают эксперты МГЮА. Они не только обязаны регистрироваться, но и предоставлять Минюсту страны значительный объем информации на регулярной основе. Кроме того, любые материалы должны быть промаркированы как распространяемые агентом в интересах иностранного принципала. Уклонение от регистрации или непредставление отчетности влечет серьезную ответственность – вплоть до тюремного заключения на срок до пяти лет и депортации из страны. При этом американское законодательство довольно широко толкует политическую деятельность, поэтому меры регулирования распространяются в том числе на лиц, которые занимаются лоббизмом, распределением финансов и информационно-консультативной деятельностью. Иностранным принципалом может быть признано в том числе и лицо, основным местом ведения бизнеса которого выступает другое государство, даже если оно не связано с иностранным правительством.
В Венгрии и Австралии также придерживаются жесткой модели регулирования, во многом сходной с принятой в США. В частности, австралийское законодательство относит к политической деятельности иноагентов посты в и общение в соцсетях и даже музыкальный стриминг в Spotify. Деятельность иноагента без регистрации в Австралии грозит лишением свободы на срок до пяти лет. В Венгрии наказание ограничивается штрафом.
Израильское законодательство об иноагентах более мягкое – так, их регистрация в Израиле носит добровольный, а не общеобязательный характер, а финансовую отчетность достаточно публиковать на собственном сайте иноагента. Прямых санкций за невыполнение этих требований законом не предусмотрено. Критерии связи с иностранным государством также довольно узкие: принадлежность к иностранным органам власти или подконтрольность им не менее 50% средств контроля над юрлицом, иностранная регистрация либо получение из-за рубежа большей части финансирования.
Жесткое регулирование более эффективно и обеспечивает реальную прозрачность зарубежного влияния, считают в МГЮА на основании сравнительного анализа. При мягком подходе многие лица с функциями иноагентов уклоняются от регистрации.
Российская модель регулирования демонстрирует сбалансированный подход, считают эксперты. Требования к отчетности и санкции за нарушение этих требований в России мягче, чем в Австралии и США, но учет иноагентв и выполняющих их функции лиц проходит в обязательном порядке.
Ранее замминистра юстиции Олег Свириденко заявил, что размещение этих докладов в общем доступе для всех заинтересованных граждан позволит опровергнуть нападки на российское законодательство об иноагентах. На основе объективных данных граждане смогут сами оценить смысл таких мер.
Новости судебной системы, свежая практика, резонансные кейсы, инсайды и подробности.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 16 апреля 2021