В 2015 году бывший сити-менеджер города Назарово Игорь Сухоруков за получение взятки был приговорен к выплате штрафа в 8,4 млн рублей. Общие долги чиновника, в том числе по кредитам, достигли 8,75 млн рублей. Сухоруков обратился в арбитраж и был признан банкротом, штраф попал в третью очередь реестра требований кредиторов. Закон "О несостоятельности" гласит, что на период банкротства исполнительные производства в отношении должника приостанавливаются, а штрафы могут быть списаны после расчета с кредиторами. Однако приставы отказались приостанавливать взыскание. Соответственно, арест с имущества и счетов Сухорукова так и не был снят.
Экс-градоначальник пожаловался КС на нормы закона "Об исполнительном производстве", УПК РФ и УИК РФ, не позволяющие обратить все имущество банкрота на удовлетворение требований кредиторов. КС отказался рассматривать дело: как сказано в определении от 13 марта, обращаться с такими претензиями должны кредиторы, а банкротство от уголовного штрафа не освобождает, что гарантирует неотвратимость наказания (дело № 578-О/2018).
По мнению Кокотова, КС должен был разрешить эту проблему, которую он называет "серьезной коллизией" уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, с одной стороны, и законодательства о несостоятельности – с другой. Судья отмечает: уполномоченные органы отдали приоритет УПК и УИК РФ, что очевидным образом задело конституционные права заявителя и поэтому требовало "предметной проверки" со стороны КС. Вряд ли правомерно банкротить физлицо на основании неуплаты штрафа, поскольку такое банкротство может быть искусственным способом ухода от уголовно-штрафной ответственности, рассуждает Кокотов. Вместе с тем выведение штрафов из отношений банкротства, отказ от снятия арестов с имущества должника и включения его в конкурсную массу "обессмысливают процедуру банкротства", если несостоятельность гражданина "существенным образом определяется необходимостью выплаты ими названных штрафов".
Существующее регулирование в этой области Кокотов называет "пробельным и недифференцированным". По его мнению, КС надлежало или дать правовую оценку названной коллизии, или поручить эту задачу законодателю.
Эксперты, с которыми беседует "Коммерсантъ", считают, что в подобных ситуациях неадекватно большие уголовные штрафы бьют не по должнику, а по кредиторам. Фактически страдают непричастные к преступлению лица, поскольку государство удовлетворяет свои претензии в приоритетном порядке.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 12 апреля 2018