Необходимость в такой публикации появилась после того, как глава Счетной палаты Татьяна Голикова выступила на коллегии Минфина от 27 февраля текущего года. «Нужно разграничить социальную помощь и социальную поддержку, а также создать и запустить централизованную информационную систему по учету всех мер социальной защиты, оказываемых человеку (или домохозяйству) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях», – заявила в ходе коллегии руководитель Счетной палаты. С текстом разъяснения можно ознакомиться по ссылке.
Как следует из текста документа, отказ от понятия «прожиточный минимум» не повлияет на ухудшения положения граждан. Предполагается, что от всеобщего обеспечения необходимо перейти к предоставлению социальной помощи тем, кто наиболее остро в ней нуждается. В настоящее время речь о реализации подобного механизма не идет, говорится в инициативе Счетной палаты. «Очевидно, что показатель прожиточного минимума не подходит для оценки уровня бедности в стране. Если при переходе на социальное обеспечение по нуждаемости вместо прожиточного минимума применить показатель минимального потребительского бюджета, то гораздо большее число людей получат меры помощи со стороны государства», – говорится в сообщении Счетной палаты.
Основное отличие прожиточного минимума от минимального бюджета заключается в том, что первый учитывает только жизненные потребности человека. Минимальный потребительский бюджет – более широкое понятие. Оно охватывает не только материальные потребности человека, но и касается его духовных потребностей, а так же восстановления его возможности работать и исполнять семейные обязанности.
То есть минимальный потребительский бюджет будет превышать прожиточный минимум. Госаудиторы предлагают использовать мировой опыт, а именно опираться на положения пункта 11 Международного пакта ООН от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах», который использует понятие «достаточный жизненный уровень». Состоит оно из трех критериев: еда, одежда и жилище. При определении прожитого минимума не все из этих трех элементов охватываются в полной мере. И именно поэтому для преодоления бедности необходимо изменить методологию ее расчета.
Необходимость объяснить слова Голиковой возникла после того, как общественность сравнила ее доклад с докладом РАНХиГС «Реформирование социальной поддержки малоимущих граждан». Тогда экономисты указали, что оценка бедности должна проводиться на основе имеющихся у гражданина объектов недвижимости, транспортных средств и иных вещей. Как заявили в пресс-службе Счетной палаты, ее позиция не имеет ничего общего с докладом РАНХиГС. Кроме того, у аудиторов пока нет конкретных предложений о методике расчета потребительского бюджета. Планируется, что подобными вычислениями займется Минтруд.
Понятие «прожиточный минимум» было введено в отечественное законодательство как временная мера в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 210 ". Позднее оно было закреплено в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". В настоящее время прожиточный минимум широко применяется как единственный нормативный показатель оценки уровня благосостояния. Ранее Владимир Путин в послании Федеральному собранию указал, что борьба с бедностью остается одним из приоритетных направлений внутренней политики. Именно для решения задачи, поставленной Президентом, такой показатель, как прожиточный минимум, надо заменить на минимальный потребительский бюджет. В целом по России размер прожиточного минимума составляет 9786 руб. на душу населения. Для детей сумма составляет 9603 руб., для пенсионеров – 8078 руб., для трудоспособных людей – 10 573 руб. (подробнее читайте в материале "Прожиточный минимум снизился на 500 рублей").
Информация ПРАВО.ru
Дата: 03 апреля 2018