ЦСР предложил провести либерализацию валютного рынка. В первую очередь эксперты предложили вовсе отказаться от закона «О валютном регулировании». По действующему законодательству, экспортеры обязаны обеспечивать получение на свои счета выручки в сроки, которые прописаны в договорах. Эти сроки должны быть сообщены уполномоченным банкам. За любую просрочку грозят серьезные штрафы, которые увеличиваются ежедневно.
Если платеж или аванс не пришел вовсе – предусмотрен штраф от 75% до 100% от неполученной суммы. ЦСР предлагает от закона отказаться вовсе, а часть его норм перенести в ГК и закон «О рынке ценных бумаг». Кроме этого, рекомендуется присоединиться к Кодексу ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). «Предложение ЦСР выглядит вполне здраво и позволит для участников рынка сократить ненужные бюрократические процедуры, которые лишь мешают и требуют дополнительных трудозатрат как для банков, агентов валютного контроля, так и для участников рынка», – отметил Олег Бычков, партнер, адвокат Адвокатского бюро «Линия права».
В России при этом сложилась уникальная ситуация: обязательная продажа валютной выручки не закреплена, но при этом введена обязательная репатриация капитала. Ситуацию авторы доклада называют «неудачным наложением друг на друга валютного контроля и норм FATF» (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег – Financial Action Task Force).
Закон препятствует развитию деятельности отечественных экспортеров, ведет к офшоризации российской экономики, а также не имеет экономического смысла.
Существующий закон не только является «неудачным наложением», но и «тормозит» развитие отечественных экспортеров, считает Владимир Чикин, партнер практики таможенного права и внешней торговли Goltsblat BLP. «Компании-экспортеры и так несут двойные риски: «стандартный» риск неоплаты товара, а также штрафы в размере от 75%–100% штрафа за неполученные средства. Экспортеры часто пытаются эти меры обходить, создавая офшорные компании. С одной стороны, они снижают собственные риски возможной административной ответственности. С другой стороны, повышаются риски вывода средств за рубеж и ухода от налогов. В текущей редакции закон препятствует развитию деятельности отечественных экспортеров, ведет к офшоризации российской экономики, а также не имеет экономического смысла. Единственный его «смысл» – привлечение компании к ответственности, однако его трудно назвать рациональным», – отмечает он.
Как считают эксперты ЦСР, перейти к новому порядку работы можно уже к 2019 году, а сама реформа не будет радикальной, хотя и существенно улучшит положение бизнеса. «Предлагаемая трансформация валютного регулирования позволит отказаться от устаревших валютных ограничений, ставших анахронизмом во всех развитых странах, что приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности в России», – отмечают в ЦСР.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 14 марта 2018