В конце сентября вступили в силу поправки в закон "О национальной платежной системе", которые установили новые обязанности для кредитных организаций. В частности, банк-отправитель при выявлении попытки хищения клиентских средств должен заморозить операцию на срок до двух дней, связаться с их владельцем и, если он даст согласие на осуществление транзакции, провести ее. Как именно нужно информировать клиента и в какой форме должны быть выражены согласие или отказ, из законопроекта неясно.
Банку-получателю, в свою очередь, надлежит заблокировать эти средства на корреспондентском счете. В течение пяти суток клиент должен предъявить документы, подтверждающие законность происхождения денег. О каких именно документах идет речь и в каком виде их нужно представить, законодательство не говорит.
Размытые формулировки вызвали у членов АРБ более сорока вопросов. Однако регулятор оставил вышеупомянутые моменты на усмотрение самих банков или просто процитировал нормы 167-ФЗ ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия хищению денежных средств"), пишет "Коммерсантъ", ознакомившись с ответом. По мнению ЦБ, детали, которые связаны с информированием клиента и формами ответа, можно прописать в договоре.
Если регулятор не озвучит четкую позицию, то трактовки кредитных организаций будут разниться, а это чревато множеством конфликтов, в том числе и судебных, предупреждают эксперты. Глава совета АБР, председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков говорит, что от ЦБ не ждут отдельных нормативных актов, "так как сложно предусмотреть все ситуации", однако рынку бы пригодились "разъяснительные письма ЦБ с рекомендациями".
Информация ПРАВО.ru
Дата: 24 декабря 2018