Минэкономразвития представило для общественного обсуждения проект нового закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Документ опубликовали на портале нормативных и правовых актов в четверг, 16 мая. Проект соответствует заявленным ранее целям «регуляторной гильотины» и призван устранить избыточное и дублирующее регулирование. В нем прописан отказ от старых норм надзора.
Так, вводится запрет на контроль по требованиям, которые уже вступили или вступят в силу до 1 января 2021 года. Это же относится к правовым актам СССР и РСФСР. А неясности и противоречия требований должны толковаться «в пользу контролируемых лиц», отмечается в документе. Кроме того, запрещается проводить проверки «с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же контролируемого лица». Однако положения документа не распространяются на налоговый, валютный и таможенный контроль, сферу госзаказа, мероприятия ЦБ, ФАС и др.
Объекты контроля поделят на шесть категорий риска (причинения ущерба) – от низкого до чрезвычайно высокого. Для каждой категории за исключением низкой, установят точную периодичность проверок. Самые опасные объекты будут проверять один-два раза в год, остальные – раз в четыре-шесть лет. Для объектов, отнесенных к категории низкого риска плановые мероприятия не предусмотрены.
В отличие от принятого в феврале 2018 года в первом чтении проекта Федерального закона № 332053-7 «О государственном надзоре и муниципальном контроле в РФ», новый документ предусматривает более детальное регулирование контрольно-надзорной деятельности. Вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого каждый шаг инспектора и действия контролируемых лиц должны иметь процессуальное обоснование.
Для снижения нагрузки на бизнес авторы инициативы предлагают также ограничить основания для внепланового контроля. При этом вместо универсальной проверки внедряется нескольких видов мероприятий, большая часть которых содержит существенные ограничения для контрольно-надзорных органов. Законопроект устанавливает возможность дистанционного контроля (с использованием информационных систем), и систему обжалования предписаний, их отсрочки или прекращения.
Разработчики также ставят своей целью обеспечить превентивный подход, вместо «карательного», запретить «палочную систему» (когда оценка эффективности контроля дается по количеству выявленных нарушений и взысканных штрафов).
Кроме того законопроектом предусматривается альтернатива контрольным мероприятиям. В отдельных сферах можно будет проводить независимую оценку соблюдения обязательных требований, страховать ответственность.
Нюансы планируется предусмотреть в других законах об отдельных видах надзора, но в рамках, установленных предлагаемым проектом.
Ранее реформу контрольно-надзорной деятельности обсудили на полях Санкт-Петербургского международного юридического форума. Его участники признали, что действующие акты не отвечают требованиям времени.
«Бизнес предложил каждый год пересматривать пакет старых законов. Но мы нашли в себе силы признать, что это путь в никуда, нам нужен принципиально новый акт. Мы поняли, что гораздо эффективнее отменить все старое и принять новую систему, в которой нуждается наша страна. Пересмотр требований, которым мы занимались несколько предыдущих лет, не был успешным», - сообщил замрепред правительства, руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко.
В январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев предложил запустить «регуляторную гильотину». Председатель правительства пообещал избавить бизнес от устаревших требований со стороны государства, количество которых необоснованно завышено. Также Медведев рассказал, что будет разработана концепция нового КоАП, потому что нынешний, по мнению премьер-министра, устарел. Новый КоАП планируют сделать более «компактным и чётким». Кроме того, продолжается разработка так называемого «Инвестиционного кодекса».
В России контролем и надзором занимаются 44 органа власти, требования к бизнесу содержатся более чем в 9000 нормативных актов. Самые зарегулированные сферы – это транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санитарно-эпидемиологический надзор. Для проведения «регуляторной гильотины» в аппарате правительства создали специальный департамент.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 16 мая 2019