Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга выявила множество нарушений в деле против адвоката Ивана Павлова, сообщает пресс-служба ФПА. Его обвиняют в разглашении данных предварительного расследования (ст. 310 УК) по делу экс-журналиста Ивана Сафронова, интересы которого защищает Павлов. Комиссия отметила, что в решениях суда об обыске у адвоката и избранной ему мере пресечения недостает конкретики.
По версии следствия, Павлов передал журналистам копию постановления о привлечении Сафронова как обвиняемого по делу о госизмене, а также сообщил им о появлении в деле секретного свидетеля.
Ивана Павлова задержали 30 апреля. В тот же день прошли обыски в его гостиничном номере в Москве, а также в жилье и офисе в Санкт-Петербурге, причем изъяли все адвокатское досье по делу Ивана Сафронова. Тогда же Басманный суд избрал Павлову меру пресечения в виде запрета общаться со свидетелями по делу, пользоваться телефоном и интернетом.
Защита Павлова поставила перед комиссией вопрос о нарушении его прав. Так, в постановлении Басманного суда об обыске не были указаны документы и предметы, которые искали правоохранители, то есть вопрос об изъятии остался на произвол следователя. Это также противоречит позиции Конституционного суда, выраженной в постановлении от 17 декабря 2015 года, согласно которой у адвоката можно отыскивать только орудия и предметы преступления или вещи, непосредственно связанные с предполагаемой преступной деятельностью. Изъятие составляющих адвокатскую тайну документов нарушает этот принцип.
Избранная мера пресечения существенно затрудняет адвокатскую работу Павлова. К тому же перечень свидетелей, с которыми ему нельзя общаться, не конкретизирован, как того требуют разъяснения Верховного суда.
Председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Сергей Краузе сообщил, что 11 мая комиссия выявила многочисленные нарушения и в течение недели изготовит заключение по ним.
Адвокат Балтийской коллегии адвокатов им. Анатолия Собчака Александр Мелешко, который защищает Павлова, полагает, что само преследование адвоката неправомочно. По его мнению, Павлов сообщил прессе только о нарушениях со стороны органов следствия по делу Сафронов. Речь идет, в частности, о «порочно практике» привлечения «секретных свидетелей» и о том, что приданная огласке версия о связи дела с работой Сафронова в Роскосмосе не соответствует действительности. Ст. 161 УПК не запрещает сообщать о нарушениях, полагает Мелешко. Он также назвал использование предупреждения об уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования в данном случае злоупотреблением правом. Ведь конкретные сведения и обстоятельства, которые Павлов не должен был разглашать, следователь не конкретизировал.
Защитники Павлова, а также адвокатские палаты Москвы и Петербурга уже обжаловали постановление о производстве обысков. Комиссии по защите прав адвокатов АП Москвы и Петербурга обмениваются информацией и координируют действия, чтоб совместно противостоять необоснованному преследованию адвокатов.
Иван Павлов известен по ряду дел о госизмене. Помимо Сафронова, он представляет интересы экс-топ-менеджера «РАО ЭЕС» Карины Цуркан и ученого Виктора Кудрявцева. Он также выступает представителем Фонда борьбы с коррупцией (ФБК, признан НКО-иноагентом) по иску прокуратуры о признании этой организации экстремистской.
Новости судебной системы, свежая практика, резонансные кейсы, инсайды и подробности.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 13 мая 2021