Забастовка адвокатов по назначению в Карелии началась 5 октября 2017 года по решению местной АП. Причиной забастовки стала задолженность, превышающая 7 млн руб. (см. "В трех регионах адвокаты по назначению объявили забастовку"). Задолженность была погашена только в конце ноября, и защитники вернулись к работе.
Но протестная акция обернулась возбуждением дела об административном правонарушении в отношении адвоката Асии Кузнецовой, которая, выполняя решение Совета, временно прекратила прием заявок и не обеспечила явку адвоката.
26 января мировой судья вынес постановление, согласно которому адвокат-куратор Асия Кузнецова, являясь должностным лицом, умышленно не выполнила требование следователя, не предоставив адвоката для несовершеннолетнего, подозреваемого по уголовному делу. Ее оштрафовали на 2000 руб. по ст. 17.7 КоАП ("Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении").
При этом суд оставил без внимания доводы защитника Кузнецовой Роберта Осяна. Он пытался доказать, что адвокат по заявке не был направлен в силу того, что и куратор, и адвокаты Кондопожского района поддержали решение Совета АП Карелии, которое было принято в целях защиты профессиональных прав адвокатов. Также защитник указал, что за невыполнение порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве адвоката, как специального субъекта, могут привлечь только к дисциплинарной ответственности. Особо он подчеркивал, что адвокат не является должностным лицом. Судья же, в свою очередь, сослался на ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой запросы следственных органов обязательны для исполнения.
"Адвокат ведь тоже имеет права. Государство гарантировало лицам, привлекаемым к ответственности, право на квалифицированную юридическую помощь, а адвокатам – право на оплату труда и защиту от принудительного труда, а требование выполнять работу без оплаты относится к принудительному труду", – пояснил позицию адвокат. По его словам, в спорной ситуации и лица, привлекаемые к уголовной ответственности, и адвокаты, которые осуществляют их защиту за счет государства, в равной степени нуждаются в защите своих прав. "Все это мы говорили суду, но, к сожалению, не добились положительного результата", – заключил он.
Районный суд подтвердил законность штрафа. После этого Совет АП Карелии обратился в Федеральную палату адвокатов (ФПА) с просьбой представить разъяснения по данной ситуации. Им был дан ответ: адвокат не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП в связи с тем, что в ней адвокаты не указаны в качестве должностных лиц.
Осян рассказал "Адвокатской газете", что сейчас на решение районного суда готовится жалоба, которая в ближайшее время будет подана в вышестоящую инстанцию.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 18 апреля 2018