«Коммерсант» пишет, что заключённый из красноярской колонии №17 Сулим Битаев, осуждённый в 2005 году на 18 лет за участие в незаконном вооруженном формировании, бандитизм, теракт, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов и незаконное хранение оружия, просил признать незаконным его помещение на полгода в единое помещение камерного типа (ЕПКТ) и в штрафной изолятор (ШИЗО) за три нарушения режима в 2017 году, в том числе за утренний намаз вместо зарядки. Мужчина утверждал, что зарядка – это право не обязанность, а молитва – это как раз обязанность. «Истец исповедует ислам, и это право ему гарантировано Конституцией РФ. Соответственно, все действия ответчика, запрещающие ему данное вероисповедание, в том числе проведение религиозных обрядов, являющихся для мусульманина обязательными, нарушают конституционные права Битаева», – решил Старопромысловский районный суд Грозного.
Также Битаева наказывали за то, что он сел на кровать за 12 минут до отбоя и отказался убираться в выходной день. Представитель колонии в суде утверждал, что это решение было принято законно, но суд решил, что нахождение на кровати до отбоя – это подготовка ко сну, и она не нарушает режим. По поводу уборки суд пояснил, что колония не доказала, был ли её начальник на работе в субботу, поэтому его постановление о привлечении к ответственности не может быть законным. Таким образом Битаева поместили в ЕКПТ и ШИЗО незаконно.
Адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова рассказала изданию, что закон позволяет направлять иски по месту регистрации, а не по месту расположения колонии. «Мои красноярские коллеги решили подать иск в Чечню, потому что есть сомнения в объективности суда рядом с колонией». Адвокат отметила, что решение суда очень важно: «У нас очень много осужденных мусульман, и их ограничивают в свободе вероисповедания. Более того, я не слышала, чтобы ранее обжаловался запрет молиться вместо зарядки – заключённые считают, что администрация колонии права, хотя это не так».
Член СПЧ Андрей Бабушкин рассказал, что Коран разрешает находящимся в тюрьме отступать от требования молиться пять раз в день: «Но, конечно, эта возможность должна быть предоставлена, ведь люди привыкли молиться и невозможность этого вызывает у них депрессию». Бабушкин отметил неразрешимую пока проблему – режим колоний не позволяет молиться до подъёма и после отбоя, но зачастую в этот период наступают восход и заход солнца, когда мусульмане должны совершать намаз. Правозащитник добавил, что ФСИН России в целом идёт навстречу мусульманам: в колониях появляются молельные комнаты, а в Татарстане при колониях открываются мечети.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 25 апреля 2019