Американская «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз» обратилась в Северо-Западный акцизный таможенный пост за внесением изменений в сведения о таможенной стоимости товаров. Таможня ответила мотивированным заключением о невозможности возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов.
Суды напомнили американской компании о нормах Таможенного кодекса, которые предусматривают трехлетний срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров (ст. 99 Кодекса). На момент завершения проверочных мероприятий этот срок истек. Суды отклонили и доводы заявителя о намеренном затягивании таможенным органом сроков проведения таможенного контроля — с указанием на то, что документов, представленных заявителем, было недостаточно для принятия решения. А последующие проверочные мероприятия, осуществляемые таможенным органом, 30-дневным сроком не ограничены.
Спор сторон дошел до Верховного суда. Компания указала, что при подаче заявления все требования, установленные действующим законодательством, были соблюдены, а вывод судов, в соответствии с которым заявитель не проявил должную степень осмотрительности, что привело к злоупотреблению правом, является неверным. Таможенный орган ограничен трехлетним сроком на проведение таможенного контроля, а значит, отказ таможенного органа в проведении контроля в течение 30 дней за пределами трехлетнего срока — с учетом своевременной подачи соответствующего заявления — приводит к ограничению прав заявителя и нарушению норм действующего законодательства со стороны таможенных органов. По мнению корпорации, это может привести к «нарушению прав добросовестных декларантов».
Экономколлегия оценила доводы жалобы и отменила решения нижестоящих инстанций. «Само по себе истечение срока проведения таможенного контроля, начатого после выпуска товаров, не установлено таможенным законодательством в качестве основания для отказа в принятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и не должно приводить к наступлению неблагоприятных последствий для декларанта, обратившегося в таможенный орган с соблюдением трехлетнего срока возврата таможенных платежей, определенного ч. 1 ст. 147 Закона о таможенном регулировании», — указали судьи в определении по делу.
При рассмотрении этого дела суды должны были дать оценку законности бездействия таможенного органа с учетом изменения основания отказа во внесении изменений в декларации на товары, приведенного Федеральной таможенной службой — а значит, и привлечь ФТС к участию в деле. У них будет шанс сделать это, ведь экономколлегия направила спор на пересмотр в АСГМ (дело № А40-44497/2018).
Информация ПРАВО.ru
Дата: 06 ноября 2019