Международная правозащитная группа «Агора» проанализировала правоприменительную практику закона об административном наказании за «явное неуважение» к обществу, государству и органам власти за 2019 год, сообщает «Коммерсант».
По словам адвоката «Агоры» Станислава Селезнева, который стал автором доклада «Год "явного неуважения" к президенту», с марта 2019 года в России было возбуждено ровно 100 административных дел об оскорблении главы государства, чиновников и государственных символов (ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП). Из них 12 дел до сих пор рассматриваются судами; в 51 случае граждане были признаны виновными, и заплатили штрафы на общую сумму в 1,6 млн руб. При этом 1,2 млн руб. в 38 случаях жители России заплатили именно за высказывания в адрес президента.
«В докладе учтены не только актуальные данные, опубликованные Верховным судом России, но и те дела, материалы по которым нам прислали обвиняемые,— рассказал Станислав Селезнев.— Наиболее впечатляющие прецеденты, на мой взгляд, случились в Брянске, где с интервалом в одну неделю за танец и прыжки на скакалке у памятника «Курган Бессмертия» были оштрафованы Алена Червякова и Егор Фирсов, которому не было на тот момент 18 лет».
В докладе Селезнева отмечается заметное различие в подходе ведомств к оскорблению власти. МВД и ФСБ «выявляют авторов» и возбуждают дела. Если же оскорбление власти обнаруживают Генпрокуратура или Роскомнадзор, то последний направляет владельцу сайта или администратору соцсети требование об удалении публикации под угрозой блокировки ресурса, «а автора, как правило, не ищут и к ответственности никого не привлекают».
Одной из главных проблем закона, говорит адвокат «Агоры», остается неопределенность формулировок: законодатель не дал критериев «явного неуважения». Это позволило не только привлекать россиян к ответственности, но и их защищать: 23 дела были прекращены или возвращены в полицию судами, а 14 — полицией или прокуратурой даже до передачи в суд. По 12 делам адвокаты «Агоры» направили жалобы в ЕСПЧ, сообщил Селезнев.
Глава СПЧ Валерий Фадеев отметил, что дискуссия о формулировках данного закона велась изначально на нескольких площадках, в том числе и в президентском совете, и назвал доклад «Агоры» поводом вернуться к обсуждению. «Совет не проводил мониторинг эффективности действия этого закона,— сказал господин Фадеев.— Что касается прав человека, закон их не нарушает: мы не можем публично говорить друг про друга все, что нам захочется. То же самое и по поводу власти. Однако любой закон, особенно этот резонансный, может быть использован с перегибами. Если чиновники не хотят терпеть критику в свой адрес, это дурно».
Информация ПРАВО.ru
Дата: 31 марта 2020