Центробанк выявил ряд недобросовестных практик (мисселинг), с которыми потребители чаще всего сталкиваются в офисах банков, говорится в сообщении регулятора.
В их числе: навязывание комбинированных финансовых продуктов и услуг, информирование клиентов об отсутствии возможности дистанционного расторжения договора, предложение пенсионерам вложения средств в ценные бумаги, псевдоинвестиционное консультирование, навязывание услуг НПФ, продажа накопительного страхования жизни преимущественно пенсионерам и другое.
В ЦБ также отметили, что сотрудники банков не информируют клиентов обо всех дополнительных предложениях к договору. В результате клиенты соглашаются в том числе получать услуги, о которых не подозревают.
Кроме того, регулятор фиксирует случаи неполного или ненадлежащего разъяснения принципа работы договора накопительного страхования жизни. По такому продукту необходимо ежегодно вносить платеж, о чем некоторые потребители узнавали лишь накануне срока платежа и не имели возможности этого сделать. В результате страховщик расторгал договор, а клиент терял внесенные ранее деньги.
Банкам рекомендовано проводить проверки, в том числе связываться с клиентом по телефону и выяснять, насколько он понимает особенности и риски приобретенного им продукта.
«Приветствуется также практика ряда участников рынка вести видео- и аудиофиксацию процесса оформления договоров, что служит защитой не только для потребителей, но и для самих финансовых организаций», - сообщили в ЦБ.
Гражданам, в свою очередь, необходимо перед подписанием договора внимательно знакомиться со всеми предложенными документами и задавать интересующие вопросы представителю финансовой организации.
В ЦБ уточнили, что подобные недобросовестные практики не носят массовый характер и их доля в общем количестве финансовых операций невелика.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 21 августа 2020