Поводом для разрешения этого вопроса стала жалоба супругов из Подмосковья, которые оспорили пожизненное ограничение своего права воспитывать ребенка.
Пара состоит в браке с 2010 года и проживает в благоустроенной квартире. Они планировали завести ребенка, но в 2012 году заявительницу заразили ВИЧ и гепатитом С в больнице. В итоге супруги пришли к решению, что ребенка им путем искусственного оплодотворения родит сестра. Сын родился в 2015 году, и сестра супруги сразу отказалась от родительских прав в пользу заявителей – с тех пор он живет с ними.
Но, несмотря на то что ни отцу, ни ребенку ВИЧ не передался, суды решили, что усыновить ребенка они не могут – так как это было бы "необоснованным, не отвечающим его интересам" действием.
Тогда семейная пара обратилась в Конституционный суд, оспорив тем самым нормы Семейного кодекса и утвержденный правительством перечень заболеваний, с которыми нельзя усыновить ребенка. По мнению заявителей, оспариваемые ими нормативные положения понимаются в правоприменительной практике как позволяющие отказывать гражданам в усыновлении ребенка только на основании диагноза без учета иных факторов.
Конституционный суд напомнил, что Конвенция ООН о правах ребенка в 1989 году установила: ребенку для полного и гармоничного развития его личности нужно расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. То есть подписавшие ее государства, в том числе Россия, должны обеспечивать детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимать все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления их прав, включая право каждого ребенка на уровень жизни, требуемый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
При этом мировым сообществом признано, что наличие у лица ВИЧ-инфекции не должно рассматриваться в качестве создающего угрозу для здоровья населения, поскольку вирус иммунодефицита человека, хотя он и является инфекционным, передается не в результате присутствия инфицированного лица в стране или при случайном контакте через воздух либо общие носители, такие как еда или вода, а через конкретные контакты, которые почти всегда являются частными.
В связи с этим КС постановил, что нельзя отказать инфицированному ВИЧ или вирусом гепатита С лицу в усыновлении или удочерении ребенка, который в силу уже сложившихся семейных отношений проживает с этим лицом, если из установленных судом обстоятельств в их совокупности следует, что усыновление позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребенка. Тем самым оспоренные заявителем законоположения в своей взаимосвязи признаны неконституционными.
Дело семейной пары подлежит пересмотру.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 21 июня 2018