Заявители утверждают, что законодательство, предусматривающее контроль за интернет-перепиской, нарушает их право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8 Конвенции по правам человека). Кроме того, ущемляется право на свободу выражения мнений (ст. 10 Конвенции): профессиональной деятельности журналистов угрожают как предоставление ФСБ неограниченного доступа к сообщениям пользователей, так и возможная блокировка мессенджера за отказ выдать ключи шифрования.
Тексты жалоб на своем сайте разместила международная правозащитная группа "Агора".
Журналисты также считают, что были лишены права на эффективное средство правовой защиты (ст. 13 Конвенции), так как Мещанский районный суд Москвы отказался принять их иски о признании незаконными действий и решений ФСБ и Роскомнадзора, сославшись на отсутствие нарушения их законных прав.
Как говорит юрист "Агоры Дамир Гайнутдинов, ЕСПЧ неоднократно подчеркивал: если существует законодательство, которое допускает применение тайных мер, то заявитель может быть признан жертвой нарушения ст. 8, даже не доказывая слежку в отношении лично себя. Правозащитники говорят, что жалоба Кашина и Плющева будет не единственной, и в ближайшие недели в Страсбург уйдут еще четыре десятка подобных обращений.
На прошлой неделе Роскомнадзор обратился в Таганский районный суд Москвы с иском об ограничении доступа к Telegram в России (см. "Роскомнадзор подал иск о блокировке Telegram"). Между тем сам мессенджер оспаривает в ЕСПЧ назначенный ему штраф в 800 000 рублей за отказ раскрыть ФСБ ключи шифрования (см. "Telegram оспорил в ЕСПЧ штраф из-за требований ФСБ").
Информация ПРАВО.ru
Дата: 12 апреля 2018