Негосударственные пенсионные фоны, которые хотят продолжать свою деятельность, вынуждены нести все большие расходы для привлечения новых клиентов. Как сообщает издание «Коммерсант», один из крупнейших НПФ «Согласие – ОПС» за прошлый год потратил на привлечение новых клиентов 3 млрд руб. Такие данные содержатся в документах международной финансовой отчетности (МФСО), которые опубликовал фонд. Тратить дополнительные деньги фонды вынуждены из-за усилившейся конкуренции с аналогичными структурами, которые принадлежат госбанкам.
По своему размеру траты «Согласия – ОПС» практически идентичны безвозмездной помощи мажоритарного акционера фонда, концерна «Россиум», который в 2017 году составил 3,3 млрд руб. В прошлом году затраты были гораздо меньше – на привлечение новых вкладчиков фонд потратил менее 1 млрд руб., а помощь акционера составляла 175 млн руб. Расходы на привлечение новых клиентов состоят из аванса и платы за вновь пришедшего в НПФ клиента, о котором фонд может узнать только в первой половине следующего года. То есть фактически фонд оплачивает переход клиента как в текущем году, так и в прошлом. Именно аванс за нового клиента составляет около 80% оплаты за его переход в пенсионный фонд. То есть увеличение затрат на новых клиентов свидетельствует об активизации работы именно в том году, когда эти траты были произведены.
В 2015 году новыми клиентами НПФ «Согласие – ОПС» стали 520 000 новых вкладчиков, на следующий – 228 000 вкладчиков. Одновременно с этим произошел и рост затрат на привлечение клиентов – если в 2015 году затраты на нового клиента составляли 47 000 руб., то в 2016 году – уже 113 000 руб. Именно поэтому размер новых взносов пенсионных накоплений в 2015 и 2016 годах был примерно на одном уровне – 25–26 млрд руб. В 2018 году в фонд перешли 453 000 новых клиентов, а деньги за них фонд должен получить до конца марта.
Затраты НПФ, которые принадлежат банкам с государственным участием, в 2016 году составили значительно меньшую сумму. Так НПФ Сбербанка потратил на новых клиентов 1,3 млрд руб., «Газфонд пенсионные накопления» и фонд «Будущее» – 1,2 млрд руб., НПФ «Доверие» – 1 млрд руб., «ВТБ пенсионный фонд» – 805 млн руб. В 2017 году ряд крупных НПФ значительно уменьшил траты на привлечение новых клиентов. Однако при этом НПФ, которые принадлежат крупным банкам, продолжили кампанию по привлечению новых вкладчиков. Так, НПФ Сбербанка и «ВТБ пенсионный фонд» стали лидерами кампании по переходу новых вкладчиков в 2017 году. Такие НПФ находятся в более выгодных условиях, по сравнению с менее крупными фондами, так как при привлечении новых клиентов они опираются на сеть контролирующего их банка, что значительно уменьшает расходы на поиск клиентов. Размер затрат НПФ Сбербанка на нового клиента составил 500 руб. в 2016 году, в то время как у частного НПФ размер расходов колебался в пределах от 2000 до 2500 руб.
По мнению директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрия Ногина, частные фонды просто вынуждены тратить больше, чтобы компенсировать массовый переход вкладчиков в НПФ крупных банков. Как отметил управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов, для роста расходов НПФ «Согласие – ОПС» есть несколько предпосылок, к которым можно отнести следующие. В июне 2017 года был изменен порядок подачи заявлений, а именно заблокирована возможность дистанционной их подачи через удостоверяющие центры. Кроме того, НПФ «Согласие – ОПС» получил ряд богатых клиентов в экономически богатых регионах, что и повлекло за собой увеличение агентских платежей, отмечает Митрофанов.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 23 марта 2018