Консалтинговый центр опросил 1600 предпринимателей из Москвы и Санкт-Петербурга, пишет «Коммесрантъ». Результаты исследования показали: сроки окупаемости по всем видам деятельности в Москве выросли с 0,9–10,2 года до 2–10,5 года. Падает и инвестиционная привлекательность: в 2017 году, чтобы получить 1 руб. выручки, инвестор вкладывал 0,2–2,4 руб., в 2018-м — уже 0,2–3,2 руб. Наиболее это заметно в следующих сферах: аптеки (1,7 руб. вложений на 1 руб. выручки в 2018 в 2017 году – 0,4 руб.), автосервисы (3,2 руб. против 0,6 руб. в 2017 году), хостелы (1,8 руб. против 0,7 руб.) и у детских центров развития (1,6 руб. в 2018-м против 0,6 руб. в 2017 году). Зато столичные малые продуктовые магазины (с 2013 года затраты инвестора на 1 руб. выручки колеблются в диапазоне 0,2–0,4 руб.) и магазины одежды и обуви (1,5 руб. вложений в 2018 году против 2,3 руб. в 2017) продемонстрировали хорошие инвестпоказатели по итогам 2018 года.
В целом за год в Москве рентабельность продаж сократилась с 19–40% в 2017 году до 10–36% в 2018 году, указывается в исследовании. Это происходит из-за снижения доходов населения, роста конкуренции и сокращения бюджета корпораций. Также и сетевой бизнес оказывает жёсткое давление на доходы малых предприятий. «Несмотря на декларируемые меры поддержки малого и среднего бизнеса (надзорные каникулы, программы кредитного стимулирования), сфера предпринимательства стагнирует пятый год подряд, кроме 2017 года, который показал незначительные улучшения», – рассказал «Коммерсанту» гендиректор «2Б Диалог» Борис Богоутдинов. По его мнению, сложности у бизнеса возникают из-за высокой конкуренции и падающего спроса, что породило снижение реальных доходов населения. «В итоге бизнес откатывается назад, к показателям 2015 года, некоторые просто уходят с рынка», – заключил Богоутдинов.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 01 апреля 2019