В определении суда указано, что судебные решения по делу Котова по ст. 212.1 приняты "в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом".
КС сослался на постановление 2017 года, которое было принято по жалобе Ильдара Дадина. Тогда КС признал, что статья 212.1 УК не противоречит Конституции, но указал, что законодатель может внести в нее изменения, чтобы уточнить основания привлечения к уголовной ответственности.
Но изменений до сих пор не последовало. А это значит, что "ее применение всеми органами публичной власти, в том числе судами, должно осуществляться только в соответствии с выявленным в Постановлении КС РФ от 10 февраля 2017 года № 2-П конституционно-правовым смыслом, предполагающим безусловное соблюдение правовых позиций, сформулированных КС РФ в названном Постановлении", говорится в определении.
"Иная правоприменительная интерпретация оспариваемых К.А. Котовым положений уголовного закона вела бы к отрицанию обязательности решений Конституционного Суда", говорится в определении КС.
КС подчеркивает, что одним из признаков объективной стороны состава преступления по ст. 212.1 является "причинение либо реальная угроза причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, иным конституционно охраняемым ценностям".
"Угроза должна быть действительной и подтверждаться конкретными действиями привлекаемого к уголовной ответственности лица, свидетельствующими о создаваемой ими реальной опасности здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, иным конституционно охраняемым ценностям" - из определения КС по жалобе Котова.
В то же время, при квалификации неоднократного нарушения при наличии реальной угрозы суды должны принимать во внимание, что проведение любого публичного мероприятия сопряжено с неудобствами для не участвующих в нем граждан - например, ограничением пешеходного движения, созданием помех работе транспорта, затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры. Это неизбежные издержки свободы мирных собраний, указал КС и отметил, что это само по себе нельзя расценивать как угрозу. Чтобы назначить по ст. 212.1 наказание в виде лишения свободы суду надо установить, что нарушение порядка организации собрания привело к тому, что оно утратило мирный характер, говорится в определении.
Котова задержали в августе 2019 года за участие в несанкционированном митинге возле здания администрации президента. В сентябре Тверской суд Москвы признал его виновным. Суд назначил Котову наказание в виде лишения свободы на срок четыре года с отбыванием в исправительной колонии общего режима и указал, что другие меры "не в состоянии достичь целей уголовного наказания". Суд исходил из того, что Котов ранее несколько раз привлекался к ответственности.
В январе 2020 года президент Владимир Путин поручил Генпрокуратуре организовать проверку законности приговора в отношении Константина Котова. «Организовать проверку законности и обоснованности обвинительного приговора в отношении Котова К.А., при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования», — было сказано в сообщении Кремля.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 27 января 2020