Генеральный прокурор Игорь Краснов назвал криптовалюты серьезным вызовом в борьбе с преступностью, выступая на конференции глав прокуратур европейских стран в Санкт-Петербурге, сообщает «ТАСС». Он сообщил, что сейчас разрабатываются изменения в УК и УПК, позволяющие применять ограничительные меры и конфискацию к цифровым активам. По словам Краснова, криптовалюты применяются в коррупционных схемах и отмывании похищенных денег, и это увеличивает латентность таких преступлений.
Ранее в судах возникали вопросы по поводу квалификации криптовалют как имущества, в которое превращались легализуемые денежные средства. Верховный суд РФ в 2019 году внес изменения в Постановление от 7 июля 2015 г. № 32. В соответствии с практикой ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) ВС указал, что предметом преступлений могут выступать виртуальные активы, приобретенные преступным путем.
Федеральный закон «О цифровых финансовых активах» уже признал криптовалюту имуществом для целей исполнительного производства в гражданском процессе. По мнению старшего юриста налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Дмитрия Кириллова, целесообразно признать криптовалюту имуществом и для целей уголовного права и уголовного процесса. Это упростит, например, возбуждение и расследование уголовных дел о хищении криптоактивов.
Если говорить о непосредственном обращении взыскания на цифровые активы, препятствием могут стать не только пробелы в законодательстве, но и технические особенности криптовалют.
«Если криптовалюта должника находится на кошельке криптобиржи, еще можно представить ситуацию, когда российские правоохранители каким-то способом, например, в рамках соглашений о правовой помощи, принудят биржу перевести монеты на кошелек Федерального казначейства. Однако если криптовалюта хранится в кошельке самого должника, принуждать будет некого, кроме самого должника, например, начислением ему исполнительского сбора», – считает Кириллов.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 08 июля 2021