Принцип "бери или плати", по задумке Минэкономразвития, будет применяться в абонентских договорах и договорах об организации перевозок. Он предполагает наличие в договоре условия об обязанности стороны-плательщика заказать и получить минимально оговоренное количество товара у исполнителя. В случаях, если минимально оговоренное количество товара не заказано – плательщик компенсирует определенную договором денежную сумму исполняющей стороне.
Договоры, заключенные по принципу "бери или плати", по задумке МЭР, снизят вероятность возникновения финансовых потерь для поставщиков, перевозчиков или исполнителей товаров. Такие договоры призваны способствовать реализации инвестиционных проектов в сфере газоснабжения, железнодорожных и морских перевозок.
"Родившись в англосаксонской правовой системе по инициативе международных нефтяных гигантов, концепция "take or pay" очень давно и повсеместно используется в мировой практике", – рассказывает Андрей Тарапов, советник Dentons. Российские компании, особенно крупные игроки на сырьевом рынке, не стали исключением – они достаточно давно используют принципы "take or pay" в договорах, регулируемых российским правом, рассказывает юрист.
По его словам, до 2015 года конструкция "take or pay" была исключительно договорной и не основывалась на каких-либо определенных нормах ГК, а потому была "достаточно рискованной" и применялась с большой осторожностью. В 2015 же году ГК пополнился "первоначальными концепциями" рамочного и абонентского договора, что позволило российским компаниям, работающим на принципах "take or pay" "почувствовать под ногами правовую почву, пусть и весьма зыбкую". Новеллу юрист оценивает как логичное продолжение этого пути.
В проекте нововведений содержатся два важных и давно ожидаемых правила: концепция "take or pay" может применяться не только к купле-продаже, но и к услугам по перевозке и перевалке, а стороны договора "take or pay" имеют свободу действий в части согласования сверхнормативных объемов, поставки меньших объемов и установления разной цены за разные объемы.
Андрей Тарапов, советник Dentons
Алексей Горлатов, руководитель коммерческой практики Goltsblat BLP, в свою очередь отмечает, что законодательная инициатива Минэкономразвития направлена лишь на уточнение существующих положений, по сути, излагая реальные рыночные механизмы.
Предложенные МЭР поправки в ГК также предполагают отмену правил о принудительной ликвидации обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ в случае, если по окончании второго или последующих финансовых лет их чистые активы окажутся ниже уставного капитала. Екатерина Дедова, партнер корпоративной практики Goltsblat BLP, поддерживает эту инициативу. Она отмечает, что существующие нормы о принудительной ликвидации и сейчас применяются крайне редко.
Кроме того, в настоящее время большое количество бизнеса создаётся и развивается именно на заемные средства – особенно в сфере всевозможных IT-стартапов. "При этом срок окупаемости таких проектов может превышать установленные действующим законом временные пороги, что, безусловно, не должно создавать для нормально развивающегося бизнеса риска его ликвидации", – подчеркивает юрист.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 20 марта 2018