Зорькин особо выделил проблему демократического дефицита наднациональных органов по защите прав человека, в том числе ЕСПЧ. «Влияние граждан европейских государств на сам суд практически сведено к минимуму, что, с одной стороны, позволяет обеспечить независимость данного органа, но, с другой стороны, делает его все более оторванным от реальных социальных потребностей и от реального консенсуса, который имеет место на уровне национальных государств», – заявил он.
Все это, по словам Зорькина, порождает необходимость создания определенных «контрлимитов», которые не давали бы наднациональному юрисдикционному органу шагнуть в своей активистской деятельности слишком далеко: «ЕСПЧ обладает разработанной, но достаточно противоречивой доктриной пределов усмотрения. Однако национальные государства обладают – и это прямо следует из их конституций – своими пределами уступчивости, которые очерчиваются их пониманием национальной конституционной идентичности».
Особенно непонятным и сомнительным выглядит нежелание ЕСПЧ принять во внимание тот факт, что национальные органы конституционного контроля не обладают той степенью свободы в толковании Конституции, которую позволяют себе судьи ЕСПЧ в своем толковании абстрактных положений Европейской конвенции. Так называемое эволютивное толкование Конвенции Европейским судом, по сути дела, направлено на создание нового унифицированного европейского правопорядка.
А национальная конституционная юстиция не может выйти за пределы толкования, установленные как самой Конституцией, так и сложившимися внутри общества конвенциями, лежащими в основе конституционной идентичности народа.
Валерий Зорькин
Необходимо, чтобы у оппозиции была реальная возможность прихода к власти в рамках Конституции, то есть на началах «честной политической конкуренции», уверен Зорькин. «Как показывает мировой политический опыт, в организационном плане реальная демократия наиболее эффективным образом обеспечивается двухпартийной системой, позволяющей сформировать политическую волю основных социально-политических сил как в элитах, так и в массах. Конкуренция этих сил в парадигме «правящее большинство – парламентская оппозиция» предотвращает политическую систему от застоя и загнивания, реализует «проветривание политических легких» в государственном организме, позволяет обеспечить не только «слушаемость», но «слышимость» масс со стороны власть имущих», – заявил Зорькин.
Реальная демократия наиболее эффективно обеспечивается двухпартийной системой, формирующей волю социально-политических сил и в элитах, и в массах.
При этом глава КС отметил, что «необходим поиск новой, более эффективной модели народовластия», поскольку нынешняя модель либеральной представительной демократии «явно не справляется с современными вызовами».
Информация ПРАВО.ru
Дата: 10 октября 2018