"В России очень много антимонопольных нарушений, нас за это часто ругают. Мы не можем не выявлять нарушения, поэтому кроме "дубины" в виде административных санкций мы должны применять и другие инструменты", — начал Овчинников свое выступление на Международном комплаенс-саммите. По его словам, одним из таких превентивных инструментов и является комплаенс — внутрикорпоративная политика по соблюдению антимонопольного законодательства.
"Конкуренция — общественное благо для нас с вами. Но никто из нас не любит конкуренцию. Это характерно для России и постсоветского пространства", — заявил он.
Большим руководителям в России проще не доверять рынку, а доверять конкретному поставщику. Вот он, знакомый, никуда не убежит, он понятный, прозрачный — пусть даже не совсем эффективный. Отдавать вопросы на решение рынка — не модно в этой стране, и так остается и по сей день.
Максим Овчинников, замруководителя Федеральной антиомонопольной службы (ФАС)
По его словам, российские компании — и в особенности государственные — зачастую не видят для себя преимуществ в комплаенсе, которые могут выражаться в снижении затрат на юристов, на штрафы, в повышении общей операционной эффективности. "Комплаенс не будет работать, пока топ-менеджмент не понимает, что это не просто красивая вывеска или фантик для конфетки, а инструмент, позволяющий минимизировать риски", — заявил Овчинников.
"У меня было много дел в судах, когда судья спрашивал у представителей уважаемых госкорпораций: почему вы ограничили конкуренцию на торгах. Люди абсолютно серьезно вставали и говорили: в нашу задачу не входит развитие конкуренции, — рассказывает Овчинников. — Если бы такую фразу сказал сотрудник компании Boeing, его резюме сразу оказалось бы где-нибудь на рынке труда. Молния должна ударить закупщика, который произносит такие слова".
В заключение своей речи он заявил: ФАС готова консультировать те компании, которые готовы и хотят внедрять комплаенс у себя. "Мы готовы раскрыть все признаки запретов, рассказать о всех примерах, делах. Мы готовы рассказать про наши инструменты, которые помогают компании освободиться от ответственности при содействии с антимонопольным органом. Мы готовы дать "дорожные карты" по соблюдению требований закона. Перед нами всегда стоял вопрос — как мы можем сподвигнуть компанию к тому, чтобы она сказала: "У нас должен быть антимонопольный комплаенс", — подтвердил Артем Молчанов, начальник правового управления ФАС.
При этом Андрей Цариковский, статс-секретарь антимонопольной службы, подчеркнул: ведение комплаенса в компаниях — это не панация, и документ о внедрении комплаенса не является индульгенцией. "Для нас наличие комплаенса является сторожевой красной линией, и если его нет — для нас это море, в котором водится чудовище", — заявил он.
"Отсутствие конкуренции приводит к отсутствию рынка. С точки зрения исторического опыта там, где нет конкуренции — там нет интереса в формировании демократических основ и демократического общества", — заявил Молчанов.
По его словам, для поддержания конкуренции, для ее защиты необходимо использовать различные методы, и сейчас развитие механизмов мягкого воздействия и предупредительного контроля — основное направление развития антимонопольного законодательства.
Порядка 80% всех предупреждений исполняется надлежащим образом и в срок. Больше 80% наших предупреждений и предписаний признаются судами обоснованными и законными. Это серьезные цифры, которые позволяет сказать, что такие меры работают.
Артем Молчанов, начальник правового управления ФАС
При этом по некоторым категориям дел антимонопольщики не планируют выдавать предупреждений — например, по делам о сговорах на торгах. "По картелям у нас никогда не будет предупреждений, мы будем возбуждать дела и привлекать к ответственности, в том числе уголовной", — заверил представитель ФАС.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 16 августа 2018