История
Дом заявителя оснащен коллективным прибором учета теплоэнергии, а на каждой квартире стояли еще индивидуальные счетчики. Так было на момент сдачи дома, но потом некоторые жильцы сняли свои личные счетчики, так что управляющей компании пришлось делать перерасчет.
В результате собственники квартир стали платить за отопление по показаниям общедомового счетчика. Его показания разделяли на всех пропорционально площади квартир. То есть Сергею Деминцу, который свой личный счетчик оставил, все равно пришлось платить по общему счету, а не по своему. Его показания управляющая компания игнорировала. При этом "платежка" сильно увеличилась. Получается, сделал вывод Деминец, что он подвергается дискриминации. Ведь он платит не только по своим счетам, но и по тем, которые ему не принадлежат. Некоторые жильцы потребляют выше среднего, другие – меньше, а платят в итоге все одинаковую сумму.
Деминец проиграл все суды, потому что судьи сделали выводы, что расчет идет по личным счетчикам, только если они стоят у всех жильцов. А если кто-то снял свой, то дальше расчет будет идти только по общему счетчику.
Суды посчитали, что начисление оплаты по показаниям общего счетчика соответствует закону. А Верховный суд объяснил: расходы распределяются не наобум, а в соответствии с занимаемой жильцом площадью, поэтому это справедливо.
В Конституционном суде Деминец попытался оспорить ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса и абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах. "Они ставят права и законные интересы всех собственников дома в зависимость от недобросовестного поведения владельцев помещений, не обеспечивших сохранность индивидуального прибора учета тепла. Это позволяет одной части собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащаться за счет соседей", – указал Деминец в жалобе.
Полномочный представитель Госдумы Татьяна Касаева, выступая в Конституционном суде, заявила, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции, потому что в законе прописаны все варианты расчета оплаты: и по личным счетчикам, и по общим.
Михаил Кротов, полномочный представитель президента: "Все квартиры должны быть оснащены индивидуальными счетчиками, если есть техническая возможность". Он напомнил, что заявитель, оспаривая положения закона, указывает на нарушение его прав, потому что ему приходится платить больше, чем он фактически должен.
Кротов, однако, не согласился, что нормы противоречат Конституции, но признал, что нынешнее положение может допускать злоупотребление. Хотя, по его словам, заявитель не учитывает, что он пользуется не только той тепловой энергией, которую считает его личный прибор: к нему в квартиру также попадает тепло, расходуемое для его соседей. Дом так или иначе прогревается равномерно, и его жители должны платить солидарно за это тепло.
"Я бы признал, что права заявителя нарушены, но он не указал в суде, как изменилась сумма, которую он платит. Уменьшилась она или увеличилась. Жалоба в суды была, скорее, административная, он жаловался на правила расчета оплаты", – заявил Кротов.
Представитель Генеральной прокуратуры Татьяна Васильева выступила в защиту Деминца. Она сказала, что неразумно и неадекватно заставлять одних жильцов платить за других, если первые тратят меньше тепла, чем вторые, но при этом согласилась, что нарушений Конституции в оспариваемых нормах закона нет.
Конституционный суд выслушал всех выступающих. Сам Деминец на заседание не пришел. О том, какое решение в итоге примет, КС объявит позже, потому что оно будет выноситься в закрытом режиме.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 14 июня 2018