Пленум ВС напомнил, что договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется переместить груз в конкретное место, обеспечить его сохранность и выдать уполномоченному на получение лицу.
В то же время если основная обязанность должника состоит не в сохранной перевозке груза, то к такому договору не могут применяться положения ГК и Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта о перевозке грузов – например, о годичном сроке исковой давности. В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства – в таком случае важна не сохранность груза, а факт его доставки.
Согласно общему правилу, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда – например, за ДТП по вине третьего лица, при хищении и других подобных обстоятельствах.
В то же время за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если последний обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. Доказать, что груз поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, должен перевозчик.
Перевозчик возмещает убытки, причиненные контрагенту просрочкой доставки груза, указывает ВС. Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.
ВС указывает, что в зависимости от условий договора, содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться – это может быть заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или порчу груза, если он фактически осуществлял перевозку своим собственным транспортом, или выписал свой транспортный документ (экспедиторскую расписку), или иным образом "выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза", в том числе через принятие на себя ручательства за исполнение договора. В то же время на экспедитора не может быть возложена ответственность за повреждение груза, если он должен был выполнять только отдельные функции грузоотправителя – например, проводить расчеты с перевозчиком или подготовить документы, необходимые для перевозки.
Грузоотправитель может предъявить иск о возмещении ущерба как к перевозчику, так и к экспедитору – ВС указывает, что должны применяться нормы о солидарных обязательствах. Это исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.
ВС обращает внимание: срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, составляет один год. При этом на требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется.
Кроме того, по спорам из договора перевозки также не требуется соблюдение досудебного, претензионного порядка. Если же претензия была направлена, то течение срока исковой давности прерывается на срок, необходимый для соблюдения претензионного порядка.
Также в постановлении Пленума можно найти ответы на вопросы автомобильных пассажирских перевозок. Кто ответит за поврежденный багаж, является ли потерянный билет основанием для отказа в перевозке и как быть, если транспорт сломался, мы рассказали в карточках "Как это работает: постановление Пленума ВС о правах пассажиров".
Текст Постановления Пленума Верховного суда от 26 июня 2018 года № 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" доступен здесь.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 26 июня 2018