Как пишет "Коммерсантъ", заявителями выступили АНО "Центр арбитражного разбирательства" (Новосибирск), ассоциация "Алтайский арбитражный центр" (Барнаул) и Ассоциация независимого арбитража (Пермь). По их мнению, "противоправные и согласованные действия" Минюста, Торгово-промышленной палаты (ТПП) и Института современного арбитража (ИСА) привели к установлению олигополии со стороны ИСА и ТПП. В частности, доля последней оценивается в 75–90%. Новые игроки к администрированию арбитража фактически не допускаются, утверждают НКО.
Заявители приводят различные доводы об "антиконкурентном поведении" и "применении двойных стандартов", а также о предъявлении дискриминационных требований со стороны Минюста. Среди прочего, они ссылаются на то, что критерии, которым должны соответствовать документы, излишне формальны. Обвинения в формализме звучали уже неоднократно (см. "Совет при Минюсте не разрешил создание ТС из-за некорректного калькулятора"). Не устраивает НКО и то, что существовавшим до реформы третейским судам, не успевшим перерегистрироваться по новой процедуре до 1 ноября 2017 года, отказывается в правопреемстве (см. "Хотели как лучше, а получилось ли: как идет реформа третейских судов").
Еще одна претензия связан с тем, что члены руководства ТПП и ИСА входят в Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте, что чревато конфликтом интересов. Например, вице-президент ТПП Вадим Чубаров является зампредом Совета. Именно эта структура составляет рекомендации, на основании которых правительство разрешает или не разрешает создание при НКО постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ).
НКО просят ФАС возбудить антимонопольные дела и обязать ответчиков прекратить нарушения. И ТПП, и ИСА обвинения отрицают, подчеркивая, что третейский арбитраж не является "рынком услуг". "Общемировая практика, когда в стране действует один, два арбитражных центра, при этом вопросов о монополизации рынка не возникает", – заявили в ТПП.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 30 марта 2018