Поводом для оценки конституционности взаимосвязанных ч. 4 ст. 81 и ст. 123 Налогового кодекса стала жалоба ООО "Таиф". Компанию оштрафовали почти на 300 000 руб. за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц. Налогоплательщик попытался обжаловать решение налогового органа в судебном порядке. В своем иске компания указала, что допущенное им несвоевременное перечисление НДФЛ было устранено самостоятельно еще до окончания налогового периода и до срока подачи расчетов в налоговые органы. Кроме того, "Таиф" уплатил пени за просрочку.
Суд первой инстанции признал часть штрафа недействительной, однако относительно большей его части указал, что нормы п. 4 ст. 81 НК связывают освобождение от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК, с представлением уточненных декларации или расчета, а также с уплатой недостающей суммы налога и начисленных за просрочку пеней. В то же время "Таиф" предоставил расчет по НДФЛ сразу без ошибок и не уточнял его впоследствии, что не позволяет применить освобождение от налоговой ответственности на этом основании. Апелляция и кассация "засилили" решение, а Верховный суд отказался рассматривать жалобу.
Исчерпав все способы судебной защиты, компания обратилась в Конституционный суд. В своей жалобе компания указала, что положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК противоречат основному закону, поскольку позволяют освобождать налогового агента от штрафа лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме того, незаконность ст. 123 НК доказывается тем, что установленный статьей штраф взыскивается с налоговых агентов в одинаковом размере – независимо от того, что допущенная просрочка в уплате налога могла быть незначительной и была самостоятельно устранена задолго до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
КС не нашел в оспариваемых нормах несоответствия Конституции. Впрочем, суд указал, что эти нормы не должны толковаться судами как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате правильно исчисленного НДФЛ, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 07 февраля 2018