Адвокат адвокатской палаты г. Москвы
Косицкая Мария Викторовна
номер в реестре адвокатов 77/9039
статус с 2008 года




Мы поможем избрать лучшее и наиболее эффективное решение.

Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Квалифицированная юридическая помощь по Москве и Московской области

Более 10 лет накопления уникального опыта оказания юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудных ситуациях

Навигация
Медиапространство:
Поиск по сайту

Отзывы
  • 23 мар 2018
    Серовикова Л.Т.
    01 фев 2018
    Администрация
Главная » Новости » Юрист »  «Советское право. Итоги»: Павел Крашенинников презентовал новую книгу
«Советское право. Итоги»: Павел Крашенинников презентовал новую книгу (03 сентября 2020)

Крашенинников отметил, что в период, который охватывает его книга, завершилось формирование советского права. На фоне этого проходили и важные исторические события: косыгинская и конституционная реформы, появление диссидентов и правозащитников. Этому автор посвятил первую часть книги, во второй он останавливается на людях, творцах советского права. И в третьей рассказывает о систематизации законодательства 60–70-х годов, попытке создания Свода законов СССР. Отдельно отмечает семейное, трудовое и жилищное права.

По мнению заслуженного юриста, с точки зрения права в рассматриваемый им период было много прогрессивных идей: создали Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс. Практически все законодательство кодифицировали в период застоя. Павел Крашенинников считает, что без анализа этих событий нельзя понять не только то, что происходило тогда, но и современные события.

На презентации Павел Крашенинников рассказал, что для написания книги изучал не только правовую литературу, но историческую и художественную. Это позволило взглянуть на ситуацию более полно, считает автор.

Александр Чубарьян, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН отметил, что в этом есть главное достоинство книги: « Право поставлено в контексте с более широким пониманием истории периода». Книга, по его мнению, станет интересна и для историков. При этом, сказал директор УрфИЦЧП имени С.С. Алексеева при Президенте РФ Бронислав Гонгало, книгу нельзя отнести к сугубо исторической, или сугубо юридической литературе: «Представляется, что это новый жанр литературы.

С ним согласился и Василий Витрянский, заместитель Председателя ВАС в отставке, давая оценку новой книге, он отметил, что она не является характерной юридической работой, потому что в ней есть глубокое исследование экономической и политической ситуации того периода. «Автор мягко вводит читателя в эпоху правления Хрущева, а после — Брежнева».

Ректор МГЮА Виктор Блажеев дал будущим читателям практический совет: «Если вы начинаете читать книгу вечером, то готовьтесь к тому, что закончите только к утру». Настолько, говорит Блажеев, работа захватывает.

«Советское право. Итоги» продолжает серию работ автора, посвященных развитию отечественного государства и права. Всего их четыре начинает цикл очерков книга «Серебряный век права», после автор опубликовал «Страсти по праву», а в прошлом году вышла «Заповеди советского права». Каждая охватывает разные периоды времени, при этом является продолжением предыдущей. Но по словам заслуженного юриста, он старался сделать каждую книгу и даже главу самодостаточной и понятной в отрыве от общего контекста.

На презентации Павла Крашенинникова спросили о пятом томе исторического анализа. По задумке автора он должен охватит период с 1985 по 2000 годы. Работа на ней, считает заслуженный юрист, будет самой сложной, так как возникает конфликт объективности и субъективности. У автора уже есть наработки, но он предпочитает не спешить ее с публикацией.

С разрешения автора Право.ru публикует Главу 8 его новой книги «Право на любовь и кровь».

Жилище становится Домом только благодаря женщине

или присутствию ребенка.

Элинор Портер

В СССР государственная политика в сферах труда, семьи и жилья по существу представляла собой грани одной и той же — экономической политики, а потому эти сферы в политике государства были тесно связаны между собой.

Индустриализация страны потребовала перемещения больших масс населения из деревни в город, что послужило одной из причин возникновения жилищного кризиса в городах. Покомнатное расселение семей в коммунальных квартирах резко изменило облик семьи — из многопоколенной патриархальной крестьянской семьи она превращалась в нуклеарную, состоящую, как правило, их супругов или из родителей и детей. Стесненные условия быта в коммунальных квартирах явно не способствовали решению главной с точки зрения государства задачи семьи — расширенному воспроизводству населения, прежде всего рабочей силы. Также этому не способствовало практически поголовное привлечение женщин в экономику страны при отсутствии адекватных условий для решения бытовых проблем.

Это привело к изменению жилищной политики — в конце 50-х годов покомнатное расселение семей сменилось на поквартирное, что, впрочем, на советскую семью никак не повлияло: малогабаритные квартиры также могли вместить в лучшем случае небольшую нуклеарную семью.

Урбанизация страны вкупе с некоторым улучшением благосостояния граждан неминуемо послужила причиной так называемого демографического перехода — снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни.

Для экономики советской мегамашины, ориентированной, образно говоря, на «азиатский способ производства» по принципу «не умением, а числом» и потому мало восприимчивой к достижениям научно-технической революции, это был серьезный вызов. Одним из ответов на него стала политика увеличения рождаемости, в том числе за счет повышения комфортности строящегося жилья.

Что касается правового регулирования семейных и жилищных отношений, то в силу исторических обстоятельств, а также весьма своеобразной модели советского права, в которой частное право было запрещено, комплекс этих правовых отношений оказался разделенным на гражданское право и отдельные комплексные отрасли. Причем последние подверглись существенному сдвигу в сторону публичного права.

Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.

Фрэнсис Бэкон

Позволим себе напомнить уважаемому читателю, что первым кодексом Советского государства был Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, ставший первым в мире отдельным кодифицированным актом по семейному праву. Он был принят 16 сентября 1918 г. Такая спешка была связана прежде всего с желанием большевиков вытеснить своего главного идейного противника — церковь из семейных правоотношений. Исходя из марксистской догматики, власти также стремились исключить из семейных отношений частноправовую составляющую, свести все дело к интимному отношению двоих, а уход за детьми и их воспитание перевести в публичную сферу.

Это обстоятельство и стало одной из основных причин выделения семейного права в отдельную отрасль. Советское законодательство находилось в зачаточном состоянии, дискуссия на тему «что такое пролетарское право» еще только зарождалась, а отрасль семейного права уже возникла. Да еще и с первым социалистическим кодексом.

Второй советский семейный кодекс вступил в силу 1 января 1927 г., назывался он Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР (КЗОБСО) и действовал более 40 лет. В это время семейные отношения в СССР регулировались исключительно республиканским законодательством.

Нежизнеспособность марксистской семейной доктрины проявилась довольно быстро. Имущественные аспекты семейных отношений никуда не делись. Их регулировало гражданское законодательство. Власть стала рассматривать семью как базовый элемент тоталитарной системы, воспроизводящий население, традиции и идеологию. Регулирование семейных отношений становилось все более жестким.

Хотя наиболее одиозные регуляции первых послевоенных лет — запрет абортов, практически запретительная процедура развода, запрет браков с иностранцами, поражение в правах незаконнорожденных детей — вскоре после смерти Сталина были отменены, концепция семейной политики государства, а значит, и правового регулирования семейных отношений в принципе не изменилась.

Третьим кодифицированным актом в данной сфере стали общесоюзные Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (далее в этом параграфе — Основы), которые были приняты Верховным Советом СССР 27 июня 1968 г. и стали первым кодифицированным актом Советского Союза в области семейного права. В соответствии с Основами в 1969—1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье

Необходимость общесоюзной кодификации семейного законодательства и сходство в регулировании семейных отношений в союзных республиках обсуждались еще в 50-е годы прошлого столетия. «Законодательство о семье и браке в советских республиках исходит из единых принципов социалистического общества и основывается на учении марксизма-ленинизма о семье и браке. Поэтому многие положения семейно-брачного законодательства будут разрешены во всех союзных республиках одинаково», — писала А.И. Пергамент. В то время без упоминаний «марксизма-ленинизма» опубликовать что-либо было практически невозможно. Но тем не менее выходили исследования, в том числе высочайшего уровня. Это в полной мере касается и работ А.И. Пергамент.

Третья кодификация семейного законодательства происходила на фоне снижения размеров естественного прироста населения. Впрочем, на кодификационных работах эта проблема не сказывалась: разработчики и народные депутаты верховных советов СССР и республик вряд ли в это сильно вникали. Кодификация шла повсеместно по всем отраслям права, и это было, кроме прочего, партийное задание.

В Конституции СССР 1936 г. семейные отношения упоминались лишь в двух статьях. В ст. 14 Конституции Законом СССР от 25 февраля 1947 г. «Об изменении и дополнении текста Конституции (Основного закона) СССР» было введено положение о том, что основы законодательства о браке и семье находятся в ведении Союза ССР. Второе упоминание о семье было в ст. 122, где говорилось о равном положении женщин в СССР наряду с мужчинами, об охране матери и ребенка.

Основы семейного законодательства были призваны заложить федеральные базовые принципы создания семьи и реализации семейных отношений для всех республик Союза с учетом многообразия укладов, традиций республик в этой сфере, что, конечно, отнюдь не упрощало задачу законодателя.

В дальнейшем Конституция СССР 1977 г. провозгласила равноправие мужчины и женщины не только в областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, но и в семейных отношениях, а также закрепила добровольное согласие женщины и мужчины в качестве основы брака. Эти принципы были воспроизведены в последующих поправках к Основам и республиканским кодексам.

Однако вернемся к Основам, которые вступили в силу с 1 октября 1968 г. Они закрепляли положения, соответствующие тому времени. Ставилась цель создания коммунистической семьи, в которой должны найти свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей.

Работа над проектом в союзном Верховном Совете проходила в Комиссии законодательных предположений совместно с комиссиями по здравоохранению и социальному обеспечению, комиссиями по народному образованию, науке и культуре Совета Союза и Совета Национальностей.

Доклад по проекту был представлен председателем Комиссии законодательных предположений Совета Союза депутатом Михаилом Сергеевичем Соломенцевым, в нем отмечалось, что «проект Основ является естественным продолжением и дальнейшим развитием советского законодательства о браке и семье», «знаменует собой новый этап в совершенствовании советского семейного права», а «развитие советского общества создает необходимые предпосылки для того, чтобы бытовые и семейные отношения трудящихся были свободны от наследия прошлого и строились на прочных и чистых моральных основах. В огромном большинстве советских семей сложились новые отношения. Они сильны взаимной любовью и уважением, равноправием мужа и жены, трудовым сотрудничеством и взаимопомощью в быту, совместной ответственностью родителей за воспитание детей».

Докладчик указывал на то, что «основами законодательства о браке и семье определены только общие принципиальные положения, а также нормы по тем вопросам, которые требуют единообразного решения во всех союзных республиках». На самом деле, как и в других союзных Основах законодательства, отклонение от текста не допускалось. Кодексы конкретизировали Основы и развивали их преимущественно там, где были прямые отсылки к компетенции республик.

Основы состояли из пяти разделов.

В разделе I были определены главные задачи законодательства о браке и семье. К ним относились:

 дальнейшее укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали;

 построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи;

 воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовка детей к активному участию в строительстве коммунистического общества;

 всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку;

окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях;

 воспитание у всех советских граждан чувства высокой ответственности перед семьей.

В этом же разделе были отражены и принципы семейного законодательства, определяющие отношения между людьми в социалистическом обществе, такие как равноправие женщины и мужчины в браке и семье; равноправие всех граждан в семейных отношениях независимо от их национальности, расы и отношения к религии; охрана и поощрение материнства.

Раздел II был посвящен вопросам брака, который торжественно заключается в государственных органах записей актов гражданского состояния.

В соответствии с Основами союзные республики в своем законодательстве должны были установить правила торжественной регистрации брака, порядок разъяснения вступающим в брак их прав и обязанностей как будущих супругов и родителей.

Возраст для вступления в брак был определен в 18 лет. В то же время союзным республикам предоставлялось право предусматривать в своем законодательстве снижение брачного возраста, но не более чем на два года.

«В ходе обсуждения проекта поступило много предложений о повышении брачного возраста, особенно для мужчин, до 21—23 лет. Однако комиссии сочли целесообразным сохранить ныне действующую в большинстве союзных республик норму, поскольку в 18-летнем возрасте молодые люди признаются полноправными гражданами, наделяются избирательными правами, получают возможность иметь самостоятельный заработок, достигают определенной духовной и физической зрелости. Учитывая все это, было бы неправильным лишать их возможности вступать в брак. Надо иметь в виду и то, что повышение брачного возраста может способствовать увеличению внебрачных связей и, как показывает жизнь, приводить к сложным конфликтам и подчас к тяжелым последствиям», — говорилось в докладе М.С. Соломенцева.

Большое внимание уделялось регулированию личных и имущественных отношений супругов. При заключении брака супруги по своему желанию могли избрать фамилию одного из них в качестве общей фамилии или каждый супруг мог сохранить свою добрачную фамилию. Они были свободны в выборе занятий, профессии и места жительства. Вопросы жизни семьи, воспитания детей, ведения хозяйства должны были решаться ими совместно, на равных началах. Что касается имущества, то принадлежавшее каждому из супругов до брака являлось их раздельным имуществом, а имущество, нажитое в период брака, — их общей совместной собственностью. При этом в целях охраны интересов женщины-матери особо оговаривалось, что супруги пользуются равными правами на имущество и в том случае, если один из них был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка.

Провозглашалось правило взаимной материальной поддержки, моральной взаимопомощи супругов. Обязанности по оказанию материальной помощи сохранялись при определенных условиях и после расторжения брака. Вместе с тем союзным республикам предоставлялось право предусмотреть условия, при которых суд мог освободить одного из супругов от обязанностей по содержанию другого супруга или же ограничить эти обязанности определенным сроком.

По вопросам расторжения брака сохранялся в качестве общего правила порядок расторжения брака через суд, при этом на последний возлагалась обязанность принимать меры к примирению супругов. В целях охраны здоровья матери и ребенка было предусмотрено правило, в соответствии с которым муж не может без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.

Раздел III был посвящен основному вопросу законодательства о браке и семье: отношениям между членами семьи и прежде всего — между родителями и детьми. В ст. 16 закреплялось важнейшее положение о том, что взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. В соответствии с этим предусматривалось, что происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Происхождение ребенка от родителей, не состоящих между собой в браке, устанавливается путем подачи совместного заявления родителями, т.е. отцом и матерью ребенка, в государственные органы записи актов гражданского состояния, в этом случае регистрация ребенка происходит с указанием его отца.

Здесь следует напомнить, что в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. было отменено право матери обращаться в суд с иском о признании отцовства к лицу, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Происшедшие с тех пор значительные социальные изменения и необходимость устранения элементов неравных условий в отношении материального и морального положения матерей и их детей, родившихся вне брака, обусловили появление в проекте Основ положения о том, что в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке, при отсутствии их совместного заявления, отцовство может быть установлено при определенных обстоятельствах в судебном порядке. Обсуждение этой статьи (ст. 16) вызвало наибольшее количество замечаний. Дискуссия развернулась вокруг вопроса о судебном установлении отцовства и обстоятельств, которые суд должен принимать во внимание. Вносились, в частности, предложения расширить круг случаев судебного установления отцовства в отношении детей, рожденных вне брака, и учитывать также все другие доказательства, с достоверностью подтверждающие отцовство, либо вовсе не указывать в законе условий, при которых возможно установление отцовства по суду.

Необходимо отметить, что комиссия по подготовке проекта признала целесообразным расширить по сравнению с опубликованным проектом перечень обстоятельств, которые будут приниматься во внимание судом при установлении отцовства, а именно совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка, или совместное воспитание либо содержание ими ребенка, или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства.

Подробно определялся порядок записи родителей в книгах актов гражданского состояния, в частности, и тогда, когда отсутствует совместное заявление родителей или решение суда.

Предлагалось распространить положения Основ о признании отцовства в судебном порядке и на детей, рожденных до введения в действие обсуждаемого законопроекта. Комиссия решила, что общим правилом в таких случаях должно быть установление происхождения ребенка от родителей, не состоящих между собой в браке, путем подачи ими совместного заявления, независимо от времени рождения ребенка. Поэтому было сочтено целесообразным придать в Законе обратную силу только тем нормам, которые предусматривают возможность добровольного признания отцовства путем совместного заявления отца и матери ребенка, а также предоставить право матери в указанных случаях — при отсутствии совместного заявления и решения суда — записывать сведения об отце в порядке, предусмотренном ст. 17. Комиссия не сочла целесообразным придавать Закону обратную силу в части установления отцовства по суду. Исключение из этого правила было сделано только для случаев смерти лица, на иждивении которого находился ребенок и которое признавало себя отцом ребенка.

Здесь факт признания отцовства в отношении ребенка, рожденного до введения в действие Основ, мог быть установлен в судебном порядке. При этом дети приобретали право на пенсию по случаю смерти кормильца и иные личные и имущественные права наравне с детьми, рожденными от родителей, состоящих между собой в браке.

Предусматривая охрану родительских прав, Основы одновременно усилили ответственность тех граждан, которые неправильно осуществляют свои родительские обязанности, уклоняются от их выполнения. В таких случаях предусматривалось лишение родителей их родительских прав, в частности предусматривалась возможность лишения этих прав хронических алкоголиков и наркоманов.

Основы (ст. 22) оставили неизменными принципы определения алиментов, взыскиваемых с родителей на содержание их несовершеннолетних детей, а именно — в определенной доле к заработку (доходу) родителей. При этом допускалась в установленных законом случаях возможность снижения размера алиментов. Суду предоставлялось право снизить размер алиментов в тех случаях, когда ответчик является инвалидом I или II группы, либо когда на иждивении ответчика находятся другие несовершеннолетние дети, либо если дети работают и имеют достаточный заработок.

Комиссией не было поддержано предложение о том, чтобы алименты на детей определялись не в долевом (процентном) отношении к заработку, а в твердой денежной сумме в каждом отдельном случае, поскольку действовавший в то время порядок в основном на практике себя оправдал. Взыскание алиментов в определенной доле к заработку позволяло не только удовлетворить потребности ребенка, но и сохранить тот уровень обеспеченности, который он имел при нормальных отношениях между родителями. Действовавший порядок определения алиментов в долевом отношении к заработку избавлял родителей от необходимости многократных обращений в суд с просьбой увеличить или уменьшить размер алиментов в связи с изменением заработка, не говоря уже о том, что иной порядок повлек бы за собой поступление в суд большого количества повторных дел.

По инициативе граждан в ходе обсуждения законопроекта в Основах появилось положение о том, что родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье ребенка и т.п.).

В Основы были включены правила по вопросам усыновления и удочерения. Здесь принципиально новым стало то, что положение усыновленного ребенка было приравнено к положению родных детей. Основы предусмотрели, что права и обязанности возникают у усыновленного не только по отношению к своему усыновителю, но и по отношению ко всем его родственникам по происхождению, была закреплена тайна усыновления в интересах усыновленного ребенка и усыновителей.

Последний раздел Основ был посвящен вопросам применения советского законодательства о браке и семье к иностранцам и лицам без гражданства; применения иностранных законов о браке и семье к советским гражданам, проживающим за границей; применения международных договоров и соглашений. Поскольку законодательство о правах иностранцев, согласно Конституции СССР, являлось компетенцией Союза ССР, эти вопросы в Основах заняли сравнительно много места.

От кодифицированных актов союзных республик, прежде всего Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г., Основы отличались большей последовательностью, лучшей проработкой текста, более подробным регулированием семейных отношений.

Важность принятия Основ заключалась в необходимости унификации законодательства всех союзных республик в составе СССР, а также в серьезных изменениях государственной политики в области брака, родительских отношений, усыновления и т.д., происшедших с 1926 г.

Проект Основ законодательства о браке и семье широко обсуждался в 1967—1968 гг. общественностью, о чем свидетельствовали публикации тех лет в средствах массовой информации. Только в редакцию газеты «Известия» пришло более 8 тыс. писем. Особую поддержку нашли предложения о торжественной обстановке регистрации брака при согласии на это лиц, вступающих в брак, об испытательном сроке перед регистрацией, о расторжении брака во внесудебном порядке и др.

Одной из основных особенностей правового регулирования семейного законодательства в те годы стало разграничение компетенции союзных и республиканских органов в регламентации семейных отношений. Так, союзные республики были наделены правом разрешать не только вопросы, отнесенные к их ведению Основами, но и те вопросы брачных и семейных отношений, которые непосредственно Основами не были предусмотрены (ст. 7 Основ). Перечень таких вопросов был достаточно широк, начиная от сокращения или увеличения срока регистрации брака после подачи заявления в органы ЗАГС и заканчивая определением правил усыновления, условий признания усыновления недействительным, условий и последствий отмены усыновления.

Впоследствии многие положения Основ подвергались критике со стороны правоприменителей, вплоть до выявления противоречий с действующей Конституцией СССР, основными принципами социалистического строя. Это относится, например, к нормам ст. 16 Основ об установлении отцовства с помощью доказывания юридических фактов, носивших исчерпывающий характер, и невозможности применения экспертиз, которые уже в то время позволяли с достоверностью оспорить отцовство в отношении ребенка. Отмечалось, в частности, что ограничения в установлении отцовства вели к «легкомысленному поведению» мужчин, а «перекладывание обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка на мать» влечет возникновение противоречия одному из основных принципов Конституции СССР — принципу равенства полов (ст. 35).

Основы 1968 г. несколько раз подвергались изменениям, в частности в 1979 г. — после принятия Конституции СССР 1977 г. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1979 г. № 885-X «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье»).

Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.

На основании и в развитие общесоюзных Основ законодательства о браке и семье Верховным Советом РСФСР 30 июля 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР (КоБС), который вступил в силу с 1 ноября 1969 г. В качестве основного докладчика выступил депутат Григорий Васильевич Подельщиков. Традиционно основываясь на постулатах КПСС, решениях ее съездов и заветах Ильича (последнее особо отмечалось на заседании в преддверии 100-летия со дня рождения Ленина), докладчик отметил, что проект Кодекса, как и ранее принятые Основы, широко обсуждался на разных уровнях. Его подготовка шла в Совете Министров и Президиуме Верховного Совета РСФСР, комиссиях Верховного Совета РСФСР — законодательных предположений, по народному образованию, культуре и спорту и по здравоохранению и социальному обеспечению; большая помощь в подготовке проекта была оказана представителями научной общественности, работниками прокуратуры и суда.

В разделе I были воспроизведены закрепленные в Основах главные задачи законодательства о браке и семье и его принципы.

Впервые в Кодекс о браке и семье была включена глава «Исковая давность и исчисление сроков». До настоящего времени в законе не было определено, применяется ли вообще и в каких случаях исковая давность к требованиям, вытекающим из семейных правоотношений. Отсутствие таких норм вызывало затруднения в судебной практике, а в ряде случаев приводило к ущемлению прав граждан. Устанавливалось, что на требования, вытекающие из брачных и семейных правоотношений, исковая давность, как правило, не распространяется. Исключение составляли три случая, по которым был установлен срок исковой давности: по спорам о разделе имущества супругов и о взыскании задолженности по алиментам — три года; об оспаривании отцовства — один год.

В разделе II содержались нормы, определяющие порядок и условия заключения брака, права и обязанности супругов, последствия прекращения брака и признания брака недействительным. Как и в Основах, предусматривалась торжественная регистрация брака.

Кодекс предоставлял исполкомам районных (городских) Советов право в отдельных, исключительных случаях понижать брачный возраст на два года. Это было установлено в интересах детей и с целью сохранения фактически созданной семьи.

В Кодексе были детализированы статьи Основ, определяющие порядок раздела общего имущества супругов. Доли супругов в случае раздела нажитого ими во время брака имущества признавались равными.

Однако в отдельных случаях суду было предоставлено право отступить от начала равенства долей, учитывая интересы несовершеннолетних детей или заслуживающие внимания интересы одного из супругов. В частности, Кодекс предусматривал возможность уменьшения доли супруга, если он уклонялся от общественно полезного труда или расходовал общее имущество в ущерб интересам семьи.

Более детально по сравнению с действующим законодательством определялся круг имущества, которое признается личной собственностью каждого из супругов.

Учитывая сложившуюся многолетнюю практику, Кодекс предоставлял право суду признать имущество каждого из супругов их общей совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака благодаря их общим затратам стоимость этого имущества значительно увеличилась. Это положение имело большое значение для охраны прав супругов, особенно когда речь шла о таком имуществе, как жилой дом.

В главе 6 подробно регламентировались условия и последствия признания брака недействительным, а также был определен круг лиц, имеющих право на предъявление такого требования.

Большое количество норм было посвящено основному вопросу законодательства о браке и семье — регулированию отношений, возникающих между членами семьи, и в первую очередь между родителями и детьми. Появились нормы, определяющие порядок установления происхождения ребенка от родителей, которые не состоят между собой в браке. Установление происхождения от родителей производилось по их совместному заявлению. В случае отсутствия такого заявления отцовство могло быть установлено в судебном порядке. При рассмотрении этого вопроса суд, в частности, должен был принимать во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка.

Кодекс предусматривал гарантии обоим родителям равных прав в осуществлении воспитания детей, устанавливая судебную защиту этих прав, предоставляя органам опеки возможность передать дело в суд, если родитель, у которого проживает ребенок, не подчиняется их указаниям о порядке участия другого родителя в воспитании ребенка.

В главе 9 излагались вопросы, связанные со взысканием алиментов на содержание детей. Были расширены обязанности детей по отношению к родителям, предусматривалось, что совершеннолетние дети обязаны не только содержать нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи, но и заботиться о них.

В главе 10 были определены алиментные обязанности других членов семьи. По сравнению с действовавшим тогда законодательством круг лиц, с которых могут быть взысканы алименты, несколько расширялся. Было признано целесообразным сохранить алиментные обязанности лиц, фактически воспитавших ребенка, но не связанных с ним отношениями родства или усыновления. Также была предусмотрена обязанность братьев и сестер по содержанию их несовершеннолетних и совершеннолетних братьев и сестер, если последние нетрудоспособны и не имеют средств.

Регулирование отношений по опеке и попечительству было отнесено к компетенции союзных республик. Поэтому Кодекс урегулировал основные вопросы, связанные с опекой и попечительством, восполняя имевшиеся в действующем законодательстве пробелы. В главе 13 детально определялись права и обязанности опекунов, порядок их назначения и отстранения, предусматривался контроль над их деятельностью.

Раздел IV содержал правила регистрации актов гражданского состояния.

Последний (как в Основах) — V раздел проекта был посвящен вопросам применения советского законодательства о браке и семье к иностранцам и лицам без гражданства, применения законов о браке и семье иностранных государств, международных договоров и соглашений. Поскольку правовое регулирование отношений с иностранцами, согласно Конституции СССР, являлось компетенцией Союза ССР, в Кодексе воспроизведены соответствующие статьи Основ. Кодекс установил также правила усыновления детей, состоящих в советском гражданстве, иностранцами на территории РСФСР.

Несмотря на то, что нормы Основ во многом повторились в КоБС РСФСР, в последнем значительная часть положений была конкретизирована и не всегда тождественна кодексам других союзных республик, с тем чтобы учесть особенности менталитета, традиций населения разных регионов.

КоБС РСФСР содержал регламентацию по вопросам, отнесенным Основами к ведению союзных республик, это касалось положений о возможности снижения брачного возраста, последствиях недействительности брака, праве на обращение в суд с заявлением об установлении отцовства не только тех лиц, которые указаны в ст. 16 Основ, порядке выявления согласия ребенка при усыновлении, правилах усыновления, об условиях признания усыновления недействительным, условиях отмены усыновления, о последствиях такой отмены и многих других.

За более чем 25-летний период действия КоБС в него всего восемь раз вносились поправки.

КоБС РСФСР 1969 г. стал последним кодифицированным актом семейного законодательства Советского государства, хотя в дальнейшем действовал на территории Российской Федерации вплоть до 1 марта 1996 г. — даты вступления в силу действующего Семейного кодекса РФ, а раздел IV «Акты гражданского состояния» действовал в части, не противоречащей Семейному кодексу РФ, впредь до вступлении в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», т.е. до 20 ноября 1997 г.

Два обстоятельства способствовали проведению кодификации семейного права на высоком уровне: это кодификация гражданского законодательства и развитие науки гражданского и семейного права. Нельзя не вспомнить, что еще в 1951 г. вышел первый учебник по семейному праву Г.М. Свердлова «Советское семейное право»13, охвативший все основные институты тогдашнего советского семейного права и заложивший структуру семейного права и семейного законодательства того времени и во многом сегодняшнего дня.

В свою очередь кодификация дала толчок росту исследований в области семейного права. Довольно активно в 60—80-е годы выходят монографии, учебники, комментарии законодательства. Важную роль в этом деле играли научные и учебные организации — ВНИИСЗ, ИГПАН, МГУ, ЛГУ, СЮИ, ВЮЗИ и некоторые другие.

1979 год был признан Международным годом ребенка, в рамках которого были проведены мероприятия, способствовавшие в дальнейшем подготовке научной и правовой основы для ратификации в 1990 г. Верховным Советом СССР Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989

Дата: 03 сентября 2020

Нужна консультация адвоката? Поможем!
 
Звоните по телефону:
 
+7 (905) 556-66-56  с 9:00 до 20:00 

или
 
Задайте нам свой вопрос
Бесплатная консультация *

* услуги по подготовке правовых документов в рамках бесплатной юридической консультации не оказываются.