Всего в 2017 году поступило около 16 500 жалоб на нарушение закона о взыскании долгов физлиц. Большая часть обращений (6200) пришлась на действия МФО – 37,7%, далее – коллекторы, на которых пожаловались 5800 раз (35,2%). Меньшее число жалоб у банков – к ним претензии находились 2400 раз (14,8%). Остальные жалобы пришлись на прочих лиц, не связанных с сектором. Чаще всего нарушения были связаны с частыми контактами с должниками или раскрытием персональных данных.
Новые правила для коллекторов вступили в силу в январе прошлого года, однако эксперты констатировали его провал – количество жалоб на действия взыскателей увеличилось на треть по сравнению с 2016 годом. При этом правила защищали должника от назойливых звонков со скрытых номеров, закон также определял, кто может звонить гражданам и какое количество раз.
Чаще всего правила нарушали МФО, при этом жалобы поступали и в ЦБ: из-за нарушение закона о взыскании было подано 12 770 жалоб на банки и микрофинансовые организации, на последние пришлось 85%.
Эксперты отмечают, что нарушения зачастую возникают из-за работ сторонних взыскателей, но заемщик не обращает на это внимание и подает жалобу на МФО. Также подчеркивается, что под работу коллекторов попадает большая часть общерыночной просроченной задолженности. «Нам передаются систематические должники, часть из них, чтобы уклониться от уплаты долга, затягивают процессы, трактуют законодательство в свою пользу и активно жалуются в различные инстанции», – цитирует «Коммерсант» директора коллекторского агентства ЮВС Сергея Шпетера.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 28 февраля 2018