Ежегодно больше 1 млрд руб. в казну поступает от реализации банкротств. При этом сумма из года в год увеличивается, за последние два года она стала больше почти в 4 раза.
За последние два года правоохранители раскрыли больше 11 000 разноплановых нарушений закона, связанных с банкротствами. Чтобы их устранить, прокуратура принимает целый комплекс мер. Например, вносит представления руководителям организаций, возбуждает административные производства, организует доследственные проверки.
Прокуратура постоянно взаимодействует с МВД, СКР, ФСБ, ФНС, ФССП, а также с Росстатом, Росреестром, трудинспекциями, подразделениями Пенсионного фонда и другими заинтересованными организациями.
Много внимания прокуроры уделяют тому, как предприятия-банкроты исполняют свои обязательства по выплате зарплат. Это, по мнению прокуратуры, наиболее социально-значимое направление надзора.
В прокуратуру постоянно поступает информация о предприятиях, где есть долги. Об этом докладывают Налоговая служба и Служба судебных приставов из регионов. "Налажена практика оказания методической и практической помощи нижестоящим прокуратурам", – рассказали в ГП. В центре получают информацию о нарушениях и стараются как можно быстрее их устранить. Чтобы все работало слаженно, в регионах есть специальные рабочие группы, которые все контролируют.
Прокурорами организован на постоянной основе мониторинг специализированного сайта – Единого федерального реестра сведений о банкротстве, а также картотеки арбитражного суда. По итогам незамедлительно даются поручения нижестоящим прокурорам об организации проверок.
Часто вскрываются незаконные действия недобросовестных руководителей и собственников компаний, а также грубые нарушения закона со стороны арбитражных управляющих.
Арбитражные управляющие часто игнорируют требования и ненадлежащим образом проводят финансовый анализ организаций. Также они могут затягивать банкротство, нарушать правила торгов и искусственно увеличивать расходы, чтобы получить большее вознаграждение. За это их привлекают к административной ответственности.
Например, в Краснодарском крае конкурсный управляющий признал дебиторскую задолженность компании на 8 млн руб. безнадежной, хотя не принял никаких мер к взысканию. После этого он выставил многомиллионный долг на торги за 100 000 руб. В отношении управляющего возбудили уголовное дело по ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями), торги по продаже долга отменили, потому что вся сумма, как оказалось, у должника была.
Также управляющие часто проводят манипуляции с конкурсной массой должников. Они могут либо безосновательно включать туда имущество и имущественные права, либо наоборот – неправомерно не включать.
В Волгоградской области конкурсный управляющий в конкурсную массу неправомерно включил имущество, фактически не принадлежавшее должнику. Это привело к затягиванию конкурсного производства, увеличению расходов и нарушению прав кредиторов, в том числе бывших работников. Управляющего привлекли к дисциплинарной ответственности и отстранили от обязанностей.
Еще управляющие часто ничего не делают, чтобы найти, выявить и вернуть имущество должника, находящееся у третьих лиц.
К примеру, в одном из регионов арбитражного управляющего привлекли к ответственности за то, что он больше года не проводил инвентаризацию имущественного положения должника и не принимал мер к взысканию с торгующей организации оставшихся от реализации имущества денежных средств.
Еще один вид нарушения – неисполнение арбитражными управляющими обязанности разумно и обоснованно осуществлять расходы, действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Часто имеют место факты преднамеренного банкротства организаций. Целый ряд случаев прокуроры выявили в Ростовской области. Сейчас уголовные дела еще расследуются. Известно, что руководители компаний, чтобы уйти от своих обязательств и получить выгоду, заключали договоры по распоряжению имуществом и денежными средствами юридических лиц.
Прокуратура оценивает работу не только организаций и управляющих при банкротстве, но и уполномоченных органов.
Меры часто принимаются из-за бездействия должностных лиц региональных управлений налоговой службы. При том, что были основания, они не инициировали отстранение или привлечение арбитражных управляющих к установленной законом ответственности, допускали иные нарушения закона.
По итогам рассмотрения представлений прокурора организация работы на данном направлении скорректирована, виновные должностные лица понесли дисциплинарную ответственность.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 30 января 2018