К такому заключению пришли в Счетной палате после анализа потоков ввозимых и вывозимых товаров резидентов зон. Так, по оценке госаудиторов, за период 2013-2016 годов стоимостной объем продукции, направленной на экспорт, не превысил 8%.
Резиденты пользовались особым режимом лишь для того, чтобы платить меньше налогов, а не для производства конкурентных товаров и вывоза их на экспорт. В 2013-2016 годах благодаря реимпорту компании сэкономили на платежах свыше 27 млрд руб. Однако вскоре он потерял свою востребованность, так как с 1 января 2017 года под эту категорию стали попадать лишь те товары, которые полностью изготовлены из продукции ЕАЭС или не были подвергнуты переработке. Именно в этом году произошел резкий спад активности резидентов ОЭЗ – ввоз и вывоз товаров сократился более чем в 2 раза.
Всего в 2013-2017 годах резиденты ОЭЗ ввезли товары таможенной стоимостью 94,3 млрд руб., стоимость вывезенной продукции после завершения процедур почти вдвое меньше - 44,6 млрд руб.
В ведомстве пришли к выводу, что ОЭЗ не выполняют свою задачу, и предлагают рассмотреть другие варианты поддержки производителей. Соответствующие информационные письма Счетная палата планирует направить в ФТС и правительство.
Счетная палата не в первый раз критикует ОЭЗ. Осенью 2018 года по результатам анализа работы особых экономических зон контрольное ведомство признало эффективными лишь 15 из 25 существующих ОЭЗ. В частности, госаудиторы указали на проблему непроработанных управленческих решений. В Счетной палате это связывают с отсутствием единого документа стратегического планирования, создания и функционирования инструментов развития территорий ОЭЗ. Так, в 2010-2017 годах в связи с неэффективностью территорий и непроработанными управленческими решениями досрочно прекращена деятельность 11 ОЭЗ, на финансирование которых федеральный бюджет направил более 4,5 млрд руб.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 04 марта 2019