Акционер хотел признать недействительной крупную сделку общества по продаже имущества, совершенную без одобрения его участников. Но ему сперва отказали в рамках банкротного дела, которое находилось в стадии конкурсного производства, а потом и в самостоятельном споре (дело № А16-2306/2017). Нижестоящая инстанция указала, что оспорить сделку мог только управляющий. Акционер же мог вместо этого участвовать в собраниях кредиторов, инициировать вопрос об оспаривании сделок конкурсным управляющим и требовать с управляющего возмещения убытков.
Верховный суд исправил ошибку и в обзоре зафиксировал, что введение конкурсного производства в отношении АО-банкрота не препятствует акционеру оспаривать сделку этого общества по общим основаниям.
Во-первых, такие ограничения не установлены ни в законе о банкротстве, ни в каких-либо других законах. Во-вторых, даже при банкротстве АО не исключается возможность оспаривания его сделок в общем порядке, то есть вне рамок дела о банкротстве.
В-третьих, экономколлегия не усмотрела «каких-либо политико-правовых мотивов» для истолкования закона таким образом, чтобы в условиях конкурсного производства акционер лишался бы права на оспаривание сделок своего общества. Ведь интересы акционера по восстановлению имущественной массы акционерного общества не противоречат ни интересам конкурсных кредиторов по наполнению конкурсной массы должника, ни целям конкурсного производства.
Также ВС признал: статус конкурсного управляющего как представителя общества не делает его единственным лицом, уполномоченным на оспаривание сделок должника.
Источник: Обзор судебной практики Верховного суда № 4 за 2020 год.
Информация ПРАВО.ru
Дата: 23 декабря 2020